Управление знаниями, миссия и организационная культура Менеджмент знаний (МЗ) — управление интеллектуальным капиталом. Его задачи:
• достижение поставленных целей организации за счет роста интеллектуального капитала и его использования; • повышение эффективности принимаемых решений; • создание предпосьшок для появления инноваций; • обучение и мотивация сотрудников; Система менеджмента знаний (СМЗ) — совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями, обеспечивающая достижение поставленных целей. Функции управления знаниями. Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как: • приобретение знаний - использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации, а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; • усвоение знаний; к • передача знаний - использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение доступа к информационным ресурсам. Функция УЗ охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и освоения новых знаний. Виды знаний. Знания, которые используются в организациях, бывают специалъными (ноу-хау, исследования рынка конкретной продукции, особая корпоративная культура, специфические методы управления, оригинальные способы мотивации персонала и ир.) и общими (универсальные принципы, знания о фундаментальньгх законах и пр.). Общее знание необходимо любому бизнесу, но сложно создать конкурентное преимуществб на базе этого знания. В зависимости от области знаний можно выделить технологические знания (знания о технологиях создания продукта), маркетинговые знания (о группах потребителей, ценовой политике, способах продвижения товара и пр.), макроэкономические знания (о тенденциях изменения курса валют, внешнеэкономических тенденциях и пр.). С точки зрения носителей знания существуют индивидуальные и групповые знания. Научные знания, прикладные знания, например специальные знания мастерового.. Управление знаниями - это организация управленческих действий на базе всей совокупности интеллектуальных, информационных и программных ресурсов. УЗ может рассматриваться как мощное конкурентное преимущество только в фирме, ориентированной на постоянное развитие бизнеса и бизнес-процессов. Как известно, наиболее характерной чертой современного управления организацией стали постоянные изменения, обусловленные, в свою очередь, изменениями внешней среды, которая стала чрезвычайно динамичной. УЗ обеспечивает адаптацию, выживание и сохранение компетенций на фоне постоянно растущих глобальных изменений Однако важность для предприятия задач управления знаниями определяется уровнем его управленческой зрелости и уровнем конкуренции на тех рынках на которых оно собирается работать. «Менеджмент знаний» (или, точнее, менеджмент на основе знаний) - это целенаправленная организация деятельности всей компании, где «знания» рассматриваются, как главный стратегический фактор успеха. «УЗ», в узком смысле этого термина, является лишь составной частью этой глобальной задачи.
|