Анализ затрат на рубль товарной продукции
Важный обобщающий показатель
себестоимости продукции - затраты на
рубль товарной продукции, который выгоден тем, что:
во-первых, очень универсальный:
может рассчитываться в любой отрасли производства,
во-вторых, наглядно показывает
прямую связь между себестоимостью и прибылью.
Определяется он
отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к
стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
Если его уровень
ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше
единицы - убыточным.
Удельные затраты на рубль
продукции зависят от:
1.
изменения
общего объема выпуска продукции,
2.
изменения
структуры продукции,
3.
изменения
уровня цен на продукцию, которые в свою очередь зависят от:
3.1.
изменения
цен в связи с инфляцией,
3.2.
изменения
качества продукции,
3.3.
изменения
рынков сбыта продукции.
4. изменения уровня удельных переменных затрат и суммы
постоянных затрат, которые в свою очередь зависят от'
4.1.
изменения
ресурсоемкости продукции,
4.2.
изменения
цен на потребленные ресурсы.
Если, например, себестоимость
выпущенной товарной продукции составила
80 млн.
руб., а ее объемы в ценах реализации - 100 млн. руб., то затраты на рубль товарной
продукции составят 0,8 руб. Это означает, что в каждом рубле выпущенной
товарной продукции имеется 0,2 руб. прибыли и 0,8 руб. затрат материальных,
трудовых и денежных ресурсов.
В процессе анализа
следует изучить динамику затрат на рубль товарной продукции и провести
межхозяйственные сравнения по этому показателю.
Следующий
этап анализа — это изучение выполнения плана и определение влияния факторов на
изменение уровня данного показателя.
Затраты на рубль
товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на
производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной
продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства
продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою
очередь могут увеличиться или уменьшится за счет уровня ресурсоемкости
продукции и цен на потребленные ресурсы, Стоимость товарной продукции зависит
от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.
|