Анализ инновационной
деятельности
Инновационная деятельность — деятельность по доведению
научно-технических идей, изобретений,
разработок до результата, пригодного в практическом использовании.
В
полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной
деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки,
деятельность по освоению новшеств
в производстве и у их потребителей - реализацию инноваций.
В
мировой экономической литературе инновация интерпретируется как
превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в
новых продуктах и технологиях.
Анализ
различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения,
а главной функцией инновационной деятельности является
функция изменения.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется
как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового
или усовершенствованного
продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического
процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к реализуемым услугам.
Осуществление инновационной
деятельности связано с внутренними и внешними затратами.
Внутренние затраты (текущие и капитальные) распределяются по
источникам финансирования:
1)
собственные средства предприятия;
2)
средства бюджета;
3)
средства бюджетных фондов;
4)
средства организаций предпринимательского сектора.
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки
распределяются: 1)по видам работ:
• фундаментальные
исследования,
• прикладные
исследования;
• разработки;
2) по
секторам деятельности:
• государственный,
• предпринимательский;
• сектор высшего
образования;
• частный
бесприбыльный сектор.
Для
оценки эффективности затрат на инновационную деятельность необходимо решить проблему оценки ее
результатов.
Следует
различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей
(продавцов) и у покупателей.
В
соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)»,
расходы на подготовку и освоение новых видов продукции серийного и массового
производства, а также технологических процессов не относятся на себестоимость
продукции и возмещаются за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых
НИОКР, которые формируются за счет добровольных отчислений предприятий и
организаций независимо от форм собственности.
Средства
внебюджетных фондов идут на финансирование научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья
и материалов,
разработки новых и совершенствования применяемых технологий, работ по повышению технического
уровня продукции, работ в области охраны труда и техники безопасности и т.д.
Средства,
получаемые из внебюджетных фондов, используются строго по целевом}' назначению и
отражаются на счете 96 «Целевые финансирования и поступления».
Затраты, связанные с
изобретательством, включают:
• расходы на проведение
опытно-экспериментальных работ;
• расходы на изготовление
моделей и образцов,
• расходы на организацию
выставок, конкурсов и других мероприятий по маркетингу;
• выплату авторских
вознаграждений.
Затраты на
создание новой техники зависят от срока начала и завершения соответствующих работ. Поэтому в год
окончания НИОКР учитываются затраты этого года, включая затраты прошлых лет, общие
затраты на создание новой техники.
Покупатель,
приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию,
производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их
транспортировкой, освоением и др.
Эффективностью
затрат на использование новшеств можно
управлять через следующие показатели:
• затраты на освоение
новшеств;
• общие затраты на
производство и реализацию продукции,
• выручку от реализации продукции,
произведенной с применением новшеств;
• выручку от реализации всей продукции;
• стоимость
нематериальных активов (среднюю за период);
• стоимость основных
фондов (средняя за период);
• чистую прибыль;
•
среднесписочную численность персонала.
Приведенные показатели
позволяют построить систему
взаимосвязанных факторов-сомножителей для
проведения факторного индексного анализа:
1)
затрат на единицу объема реализации,
2)
прибыли от реализации продукции,
3)
чистой прибыли.
|