История развития и эволюция логистики
Понятие логистики имеет свою
историю. Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Древние
греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов.
В дальнейшем термин
«логистика» стали использовать для характеристики навыков и практики
расположения и перемещения воинских подразделений, тыловых и обозных служб. По
мнению ряда ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу.
Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского
военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который давал определение
логистике, как «практическое искусство маневра войсками». В 1884 году
американский институт ВМФ впервые ввел понятие «логистика» для нужд морской
навигации.
Логистика активно
применялась в период второй мировой войны, и прежде всего в
материально-техническом снабжении армии США. Четкое взаимодействие военной промышленности,
тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и
систематически обеспечивать армию поставками вооружения, горюче-смазочными
материалами, продовольствием в необходимом количестве.
Эволюция «логистики» тесно
связана с развитием рыночных отношений в индустриальных странах (хотя сам
термин «логистика» укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь в
конце 1970-х годов).
Первый период фрагментации
(1920-1950 гг.), когда идея логистики по снижению затрат не была востребована.
В этот период были лишь сформулированы предпосылки будущего внедрения
логистической концепции, а именно:
Ø возрастание запасов и
транспортных издержек в системе дистрибьюции товаров;
Ø рост транспортных тарифов;
Ø появление маркетинга;
Ø развитие теории и практики
военной логистики.
В течение первого периода
исследовали природу физического распределения, как основной части маркетинга,
указывали на его особую роль в организации и повышении эффективности сбыта
товаров. Становление концепции маркетинга стало ключевым фактором, объясняющим
появление логистики в бизнесе.
Второй период (1950 – 1970
гг.) становления (концептуализации) логистики характеризуется быстрым ростом
теории и практики логистики. Философия маркетинга быстро распространилась, и в
то же время пришло понимание факта о необходимости развития и улучшения
дистрибьюции, прежде всего с позиции снижения затрат. Одним из ключевых
факторов стремительной экспансии логистики явилось возникновение концепции
общих затрат в физическом распределении.
Третий период (1980 – 1990
гг.) характерен стремительным развитием современного маркетинга и интегральной
логистики. Формируется функция логистики: «Закупка – производство – сбыт». В
мировой экономике происходят существенные изменения:
Ø информационно-техническая
революция;
Ø глобализация рынка;
Ø изменение государственного
регулирования экономикой;
Ø получала распространение
философия всеобщего управления качеством;
Ø структурные изменения в
бизнесе.
Этот период можно назвать
персонализацией. С развитием новых торговых отношений и ликвидацией государственной
монополии, стал широко применяться принцип логистилизации бизнеса.
|