Экономика для всех

Каталог статей

Главная » Статьи » Гос. финансы

Управление финансами

Управление финансами

Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

По своему содержанию процесс управления финансами – создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей, задач, намеченных финансовой политикой.

Формы финансовых отношений – это законодательно оформленные в виде нормативных актов, объективные финансовые отношения. Куплю бетон в СПб.

Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений. Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.

В стадии управления финансы образуют звенья управления. К ним относятся:

1. выработка или создание форм финансовых отношений и их совершенствование (этим занимается финансовое правление)

2. практическое применение форм финансовых отношений (финансовое прогнозирование)

3. проверка соблюдения, изучение, анализ действий форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования. (функция контроля)

Выработка или создание форм финансовых отношений ведет к созданию определенного финансового механизма. Финансовый механизм – это совокупность согласованных между собой, выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений, предназначенных для решения социально-экономических задач общества на данном этапе его развития.

Результатом управления финансами в области создания форм финансовых отношений является выработка финансовых рычагов, но для того, чтобы формы финансовых отношений фактически выражали роль финансовых рычагов, необходимо разработать порядок организации данной формы (название, порядок начисления, сроки уплаты или финансирования), а также методы их организации. Различают два основных метода организации форм финансовых отношений:

1.              наделение форм финансовых отношений стимулами. Финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах его работы.

2.              наделение форм финансовых отношений нормативами. Финансовые нормативы обеспечивают реальность и результативность финансовых рычагов.

Процесс практического применения форм финансовых отношений состоит в том, что выработанные формы финансовых отношений или финансовые рычаги, наделенные стимулами и нормативами используются для организации финансовой деятельности, состоящей из составления и использования финансовых планов и прогнозов. В процессе финансового планирования и прогнозирования решаются следующие задачи: определение источников доходов и их использование. Изучение и реализация возможности увеличения доходов и сокращения расходов.

Этапы финансового планирования:

      Анализ производственных и финансовых показателей за прошедший период

      Производство расчетов по всем видам денежных доходов и расходов на предстоящий период

      Объединение отдельных расчетов в единый документ

Методы финансового планирования:

      Планирование от достигнутого уровня

      Нормативный

      Балансовый

      экономико-математическое моделирование и ряд других.

Финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования. Важнейшей задачей финансового контроля как звена                является изучение эффективности установленной для данного вида деятельности форм и методов финансовых отношений.

Выделяют следующие методы финансового контроля:

      Сбор данных о результатах финансовой деятельности объекта в условиях соблюдения форм и методов финансовых отношений.

      Анализ форм и методов финансовых отношений с позиций реального их влияния на результатах хозяйствования.

Управление финансами осуществляют специальные органы. Их можно подразделить на три основные группы:

              Органы общего управления финансами

              Органы оперативного управления финансами

              Органы отраслевого управления финансами

К органам общего управления финансами относятся Президент Республики Беларусь, Национальное Собрание, Совет Министров при Президенте Республики Беларусь. Эти органы определяют финансовую политику государства; утверждают финансовое законодательство; осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.

Органами оперативного управления финансами являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк Республики Беларусь. Они проводят в жизнь финансовую политику; разрабатывают проект форм и методов финансовых  отношений и издают после их утверждения Национальным собранием инструкции; контролируют соблюдение установленных форм методов финансовых отношений, изучают их действенность; вносят предложения в Национальное Собрание по совершенствованию форм и методов финансовых отношений.

Основные задачи Министерства финансов:

              Обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

              Разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений предприятий, учреждений, организаций и граждан с государством по обеспечению роста финансовых ресурсов;

              Эффективное проведение в жизнь бюджетной и налоговой политики;

              Контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;

              (разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других центральных органах управления)

              Финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций;

              Участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирование внешней государственной задолженности;

              Контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

Министерство финансов выполняют следующие функции:

              Методическое руководство бюджетно-финансовой сферы в республике

              Изучение экономики и финансов отраслей народного хозяйства

              Разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета

              Организация работы по составлению проекта республиканского бюджета

Являясь центральным органом управления, Министерство финансов проводит свою деятельность через финансовые управления областных, городских исполкомов, организует финансовую деятельность подведомственных предприятий, объединений, организаций, осуществляет контроль за их работой.

Исходя из многочисленных функций по управлению финансами, Министерство финансов наделено и большими правами. Министерство финансов имеет право требовать и получать от всех центральных органов управления, предприятий, организаций и учреждений информацию об осуществлении финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; материалы для бюджетного планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины.

Кроме того, Министерство финансов имеет право требовать и получать от областных, городских исполкомов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам бюджетов, своды местных бюджетов, а также отчеты об их исполнении:

              Ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями требований нормативных актов;

              Давать обязательные для выполнения учреждениями всех банков республики указания о замораживании банковских счетов распорядителей кредитов по республиканскому бюджету и целевым фондам при нарушении законодательных норм и нормативных актов;

              Производить в центральных органах управления, исполнительных комитетах любого уровня, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к государственной форме собственности, ревизии и проверки по вопросам соблюдения действующего законодательства при осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности

              Принимать экономические санкции; приостанавливать действие выданных лицензий;

              Ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц при нарушениях законодательства, государственной и валютной дисциплины с передачей материалов в Комитет Государственного Контроля или правоохранительным органам.

Исходя из решений новых задач, вытекающих из перестройки системы управления экономикой, правительство Республики Беларусь утвердило новую структуру Министерства финансов. В составе министерства имеются:

              Бюджетное управление;

              Управление по отраслям (управление финансов промышленности и торговли; управление финансирования и совершенствования органов управления; управление финансирования и совершенствования органов управления; управление налоговой политики; управление финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты населения; управление финансов сельского хозяйства и продовольствия);

              Главное контрольно-ревизионное управление;

              Государственный страховой надзор; управление аудиторской деятельностью

Налоговые инспекции обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством и осуществлять:

Контроль за соблюдением налогового законодательства, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет и целевые бюджетные фонды;

Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков

Ежемесячно предоставлять финансовым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет

Информировать Министерство финансов о всех случаях неуплаты предприятиями налогов

Осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно снятых с налогоплательщиков штрафов и пеню.

Категория: Гос. финансы | Добавил: Alex (24.04.2012)
Просмотров: 1689 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0