Сущность стабилизационной политики.
Политика
стабилизации -
политика государства, направленная на стабилизацию экономики и достижение
стабильного уровня цен и полной занятости, а также на обеспечение
благоприятного климата для экономического роста.
Политика стабилизации экономики должна учитывать не
только внутренне равновесие (полную занятость и стабильность цен внутри
страны), но и внешнее равновесие (внешнеторговый баланс и баланс движения
капитала. Одна из важнейших предпосылок стабильного развития экономики -
благоразумная фискальная политика, при которой расходы контролируются, доходы
практически покрывают расходы или близки к ним, так что бюджетный дефицит
представляет небольшой % от ВВП.
Совокупность
целей стабилизационной политики, представленная в графическом виде, образует
так называемый «золотой треугольник»: если, например, правительство
предусматривает в текущем периоде обеспечить рост национального дохода на 5%, удержать безработицу в пределах 4%, а рост уровня цен - 3%, и при этом иметь чистый экспорт,
составляющий 2% от величины ВНП, то
«золотой треугольник» примет вид, представленный на рисунке.
Сравнение конфигурации четырехугольников,
построенных на основе планируемых и фактических показателей, дает представление
о результативности стабилизационной политики.
По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы, нейтральны: так, кривая Филлипса
в коротком периоде иллюстрирует отношение субституции между уровнем инфляции и
уровнем занятости как целями экономической политики; в отношении
взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость.
Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики
изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе
подъема вместе с ростом уровня цен растет национальный доход, то в периоды
стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства. Это, наряду с
ограниченными возможностями правительства, затрудняет построение «золотого
треугольника», превращая его в «магический».
В общем виде суть
стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный
спрос и/или совокупное предложение с целью поддержания их динамического
равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.
К основным
проблемам проведения стабилизационной политики можно отнести:
1.Возникновение противоречий между сохранением полной
занятости и такой целью, как поддержание инфляции на низком уровне.
2.Неопределенность, касающаяся степени влияния
монетарной и фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.
3.Иногда монетарная и фискальная политика,
используемая для достижения внутреннего равновесия, может приводить к нарушению
платежного баланса.
Главная причина, создающая проблемы при проведении
стабилизационной политики - неопределенность, связанная с лагами (запаздыванием).
Существуют лаги в связи с: а) распознаванием проблемы, б) реализацией этой
политики, в) воздействием политики стабилизации на экономику, г) к тому
времени, когда фискальная и монетарная политика начнет оказывать воздействие на
экономику, страна может находиться в условиях полной занятости, и проводимая
политика может стать дестабилизирующей и вызывающей инфляцию.
4.Еще одна проблема стабилизационной политики может
состоять в том, что реакция частного сектора на изменение направлений политики
в значительной степени зависит от ожиданий фирм и домохозяйств, которые трудно
предсказать.
Часть инструментов
для стабилизации экономики предназначены для изменения совокупного спроса, а именно: 1)
фискальная
политика, включающая изменение государственных расходов и налогов для
достижения безинфляционного выпуска продукции в условиях полной занятости.
2) Монетарная
политика, включающая увеличение или уменьшение денежной массы для того,
чтобы понизить или повысить процентные ставки (контролируемые центробанком).
Часть инструментов предназначена для воздействия на совокупное
предложение, а именно:
3) Политика,
направленная на изменение в совокупном предложении (смещение кривой AS вправо), включающая
инструменты, используемые для снижения издержек производства и повышения его
эффективности.
Среди вариантов
политики стабилизации различают политику
твердого курса и произвольную макроэкономическую политику:
1.Последовательная
макроэкономическая политика (политика «твердого курса» или «игра по правилам»)
предполагает заблаговременный выбор мер, которые предопределяют практические
шаги правительства и Центрального банка. Данная политика означает меры
правительства и центробанка по изменению гос. расходов, налогов и денежной
массы, которые ограничиваются количественными рамками избранных целевых
ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей
экономической конъюнктурой. Поэтому свобода правительства и центробанка
оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных «правил
игры».
Пример пассивной макроэкономической политики в
рамках твердого курса на стабилизацию темпа роста денежной массы -
увеличение денежного предложения на 3% в год независимо от динамики уровня
безработицы и других факторов.
Пример активной политики в рамках данного
курса центробанка:
D М / М = 3% + (u – u –1),
где D М / М - темп прироста денежной
массы;
u и u –1 - фактический уровень
безработицы
соответственно в текущем и прошлом году.
В обоих случаях твердым курсом центробанка является,
в терминах модели IS-LM ,
сдвиг кривой LM вправо, т.к. центробанк стремится стабилизировать
находящуюся на спаде экономику с помощью расширения денежного предложения. Но
величина этого сдвига кривой LM
вправо при пассивной политике всегда одинакова, а при активной -
увеличивается в зависимости от глубины спада.
2.Непоследовательная
макроэкономическая политика (политика «свободы действий» или «свободы
инициативы») означает, что правительство и центробанк дают оценку
экономических проблем в каждом конкретном случае, по мере их возникновения, и в
каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. «Свобода
действий» означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих
возможности правительства и центробанка по изменению гос. расходов, налогов и
денежной массы.
|