Сущность и содержание
закупочной логистики
Закупочная логистика - это
управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными
ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет
службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья,
полуфабрикатов и товаров народного потребления.
Закупочная логистика
является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения
сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов
предприятия.
Стандартное определение
общих целей функции закупок таково, что компания должна получать необходимое по
качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного
поставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом
(как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
В соответствии с этим можно
выделить:
1. Необходимость обеспечения
непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг,
необходимых для работы компании. Дефицит сырья и комплектующих может привести к
остановке производства и соответственно к большим накладным расходам - росту
эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью
удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.
2. Сведение инвестиций,
связанных с запасами, и расходов к минимуму. Одним из путей обеспечения
непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является создание
и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают
использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно
стоимость текущего запаса может составлять 20-50 % общей стоимости активов.
3. Поддержание и повышение
качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать
принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до
значительного уровня.
4. Поиск компетентных и
надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит от способности находить
поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности,
выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно
совершенствуя совместную деятельность.
5. Приобретение по
возможности многофункциональных товаров. Если в процессе закупки можно
приобрести одно изделие, которое выполнит функцию, ранее выполняемую
двумя-тремя изделиями, компания получит преимущество за счет: первоначальной
низкой стоимости, образующейся из скидки на изделия; более низкой стоимости
инвестиций в запас без ухудшения обслуживания; более низкой стоимости обучения
персонала и расходов, связанных с содержанием оборудования в ходе его
эксплуатации, а также повышение конкуренции среди поставщиков.
6. Соблюдение принципа
"цена-качество" в процессе закупки. Деятельность по закупке
предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы
товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня
качества, количества, условий доставки и сервиса.
7. Повышение
конкурентоспособности. Компания будет конкурентоспособной, если сможет
контролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры с тем,
чтобы избежать неприбыльной
деятельности, либо деятельности, требующей дополнительного времени, и т. д. Для
этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе
дистрибьюции, внедрение достижений технического прогресса и т. п.
8. Достижение гармоничных
отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональными
подразделениями компании. Закупочная деятельность не может быть эффективной без
сотрудничества с другими отделами и сотрудниками компании: отделом технического
контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна,
инженерной разработки и т. д.
9. Снижение административных
расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна, административные расходы
отдела закупок будут слишком высокими. Состав целей закупочной логистики
зависит от специализации компании (промышленная, торговая, сервисная), степени
развития и/или сложности производства, отрасли экономики, в которой
функционирует компания, конкурентоспособности.
Достижение этих целей в
области управления закупками (закупочной логистики) требует выполнения различных
стандартных операций, для чего следует рассмотреть наиболее характерные задачи,
способствующие рационализации системы закупок.
Основными задачами,
решаемыми закупочной логистикой, являются:
• определение предмета
(структуры) закупок;
• выбор поставщика;
• определение объема
закупок;
• условия закупок.
|