Экономика для всех

Каталог статей

Главная » Статьи » Гос. финансы

Финансовая система

Финансовая система

Основу экономической структуры составляют отношения, возникающие в государстве. В этих отношения участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект и гражданин.

Субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образование и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система Республики Беларусь представляет собой четырехблочную систему относительно самостоятельных звеньев, к которым относятся общегосударственные финансы, территориальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств. http://www.mirmotozapchastei.ru/catalog/prop?path=9

Разграничение финансовой систему обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной чести финансовых ресурсов. Формами их использования являются – бюджетные, централизованные бюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накопления самих предприятий.

Единство финансовой системы обусловлено тем, что она базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Основными единицами финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником Централизованных государственных фондов денежных средств выступают национальных доход, создаваемый в сфере материального производства. Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития, всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, регионами республики, непроизводственной и производственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективность использования финансовых ресурсов возможна лишь на основе активной финансовой политики государства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий, с одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и привлечение общегосударственных фондов денежных средств, в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлена единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и фондов потребления, использую для этого налоги, расходы государственного бюджета и государственный кредит.

 

Задачи общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства или направлении их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий, доходов от казённых предприятий и хозяйствующих субъектов государственной формы собственности.

 Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой образование и использование централизованных фондов денежных средств для обеспечения органов государственной власти. Государственный бюджет – это основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона.

Средства бюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Расходы бюджета обусловлены реальной социальной политикой имеют большое значение, т.к. позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять индивидуальную защиту.

Эта группа имеет не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляет важнейшую честь затрат на воспроизводство рабочей силы и служит для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Целевые бюджетные фонды создаются на базе соответствующих активов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указывают источники формирования, определяется порядок и направления использования денежных фондов. К числу основных относятся фонд социальной защиты населения, фонд содействия занятости, пенсионный фонд, целевой инновационный фонд, фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и др.

Эти фонды обладают следующими особенностями:

  1. запланированными органами власти, управления, и строго целевое использование …
  2. формируются за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц.
  3. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате имеют налоговую природу и также, как налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными.

Государственный кредит отражает кредитные отношения, по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают юридические лица и физические лица – заемщиком выступает государство, в лице  его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этого эмиссии.

Государственный кредит используется для стабилизации денежного обращения в стране.

В зависимости от заемщика государственные займы подразделяются на:

      размещаемые центральными

      местными органами власти

По месту размещения кредит может быть:

      Внутренним

      Внешним

Исходя из срока привлечения:

      Краткосрочным (до 1 года)

      Среднесрочным (от 1 года до 5 лет)

      Долгосрочным (более 5 лет)

Государственный долг – вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процента по ним.

Эти функции осуществляются центральным банком (Национальным банком) Республики Беларусь. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств государственного бюджета.

Финансы хозяйствующих субъектов – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

На предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны, т.е. главного источника формирования как централизованных, так и децентрализованных финансов.

Финансы предприятий состоят из двух подсфер:

1.                 финансов предприятий материального производства

2.                 финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы

Каждая сфера делится на звенья.

В зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере выделяют финансы предприятий, промышленности, сельского хозяйства, торговли, строительства, связи и т.д. Во второй подсфере финансы образования, культуры и искусства, здравоохранения, физической культуры, науки и в целом научной сферы деятельности.

В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер различают финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на государственной и негосударственной формах собственности.

Финансы домашних хозяйств. Их задача – формирование доходов, использование их на текущие расходы, на приобретение имущества, создание финансового портфеля.

Возникновение домашних хозяйств вызвано:

1.                 Возможностью граждан получать денежное вознаграждение за свою рабочую силу, организаторские способности, интеллектуальную собственность

2.                 появлением индивидуальных предпринимателей

3.                 развитием рынка ценных бумаг

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, их можно разделить на три группы:

1. обязательные платежи

2. расходы на потребление

3. денежные сбережения

В зависимости от функциональной направленности выплат их подразделяют на две группы:

1. налоги и сборы с физических лиц

2. коммунальные и другие обязательные платежи населения

Применяя налоги и сборы, с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство: во-первых,  обеспечивает необходимое поступление в бюджеты различных уровней. Во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов. В-третьих, перераспределяя часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

Оставшаяся часть уплаты налогов и сборов и других платежей часть совокупных доходов поступает в полное распоряжение домашних хозяйств и расходуется с целью удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей их участников.

На потребление расходуется от 60 до 80% совокупного дохода.

Расходы делятся на:

1.      текущие

2.      капитальные

Сбережения населения – это стразовой запас для деятельности домашних хозяйств, важнейший инвестиционных ресурс для отечественных предприятий.

Денежные фонды домашних хозяйств возникают в результате сбережения и накопления населением неиспользованных денежных средств. Источником их формирования является располагаемый доход домашних хозяйств. Выделяют три мотивационных установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

Создание страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода.

Создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов связанных с приобретением товаров длительного пользования или услуг.

Создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства.

Выделяют две основные формы сбережений:

1.              Организованные сбережения (денежные средства населения, размещаемые на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и организаций).

2.              неорганизованные сбережения (наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте)

Экономисты вывели такой закон: низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия отечественных домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям, организациям.

Территориальные финансы выполняют ту же функцию, что и общегосударственные финансы, но применительно к административно-территориальному образованию находятся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и внебюджетные фонды.

В рамках децентрализации управления предусматривается передача регионам определенных прав в области управления, что подкрепляется соответствующей передачей денежных средств из государственного бюджета. Территориальные финансы формируются за счет налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и т.д.

Формирование и использование местных финансов основывается на принципах:

1.      Самостоятельности

2.      Государственной финансовой поддержки

3.      Гласности

 Главным принципом организации систем государственного бюджетного регулирования должна стать сбалансированность государственных финансовых ресурсов во всех звеньях бюджетной системы, а основным методом реализации данного принципа должен стать программно-целевой подход. Кроме того в министерстве финансов Республики Беларусь предусмотрено утверждение плана финансовой стабилизации региона.

Территориальные финансы – это фонды денежных средств, используемые на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. За счет средств местных бюджетов осуществляется финансирование муниципалитетов народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительство и содержание дорог.

Через территориальные финансы государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы.

Финансовой базой территориальных органов власти являются их бюджеты. Территориальные бюджеты – один из каналов доведения до населения конченых результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, происходит финансирование отраслей производственной и непроизводственной сферы.

 

!!! Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

      Формирования денежных фондов, являющихся финансовым обеспечение деятельности территориальных органов власти

      Распределения и использования этих фондов между отраслями народного хозяйства

      Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственным этим органам власти.

Внебюджетные муниципальные фонды, направляются на удовлетворение экономических и социальных проблем региона. Они создаются на основании решений местных представительных органов власти и формируются за счет следующих источников:

      Добровольных взносов юридических и физических лиц

      Доходов от аукционов, штрафов и обязательных платежей.

Создание внебюджетных фондов содействует концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры, усиление материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности, укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придает необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач, усилению экономической связи местных  органов с предприятиями расположенными на подведомственной им территории. Расширение финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорций между непроизводственной и производственной сферами и внутри инфраструктуры. Повышение уровня обслуживания и качества услуг, оказываемых населению.

 

 

 

Категория: Гос. финансы | Добавил: Alex (24.04.2012)
Просмотров: 1927 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0