Внутренняя среда предприятия
Внутренняя среда предприятия - это совокупность
агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе
финансово-хозяйственной деятельности.
Определяется внутренняя среда фирмы множеством факторов, которые тоже
называются внутренними, поскольку формируются самим предприятием
в процессе его деятельности, оказывая влияние и на ее результаты, и на
перспективы развития.
В укрупненном
виде внутреннюю среду предприятия можно представить как совокупность пяти групп факторов, каждая из которых
включает десятки конкретных факторов. Комбинация их индивидуальна для каждого
предприятия и зависит от особенностей продукции, величины предприятия, а также
внешних условий его Значимость отдельных факторов тоже различается для разных предприятий.
Например,
для предприятия, выполняющего государственный заказ с гарантированным финансированием и сбытом продукции,
маркетинговые аспекты финансово-хозяйственной деятельности, по-видимому, не
будут иметь большого значения; решающую роль для такого предприятия будет
играть квалификация его рабочих и качество оборудования.
Внутренние
факторы формирования бизнес - среды предприятия
1)конкур-я позиция п/п: Цель д-сти,
традиции, репутация, имидж, квалификация рук-ва и сотрудников, доля рынка и
стадия жизн-го цикла;
2)принципы д-сти:Форма собств-ти, орг-ная
стр-ра упр-ния, инновац-я д-сть, орг-ция произ-ва, адаптивность, форма
специализации, концентрация произ-ва,
диверсификация произ-ва;
3)рес-сы и их исп-ние:Прогрес-ть ср-в и
м-дов произ-ва, длит-ть произ-го цикла, ур-нь произ-ых запасов, оборач-ть ср-в;
4)маркет-вые стратегии и пол-ка:Сегментация
рынка (соотнош-е массовых и целевых рынков сбыта),
товар-я пол-ка, цен-я пол-ка, сбыт-я пол-ка, коммуникац-я пол-ка,
стратег-кие цели и прогнозир-е;
5)фин менеджмент:Стр-ра баланса,
платежеспос-ть, ликвид-ть, соотнош-е собств-х и заем-х ср-в, ст-сть К, стр-ра
имущ-ва, инв-ная привлек-ть, д-д на акцию, ур-нь Пр и рентаб-ти.
Обратная ситуация будет иметь место
для предприятия, выпускающего товары массового спроса, не требующие сложной технологии
и высокой квалификации рабочих, но действующего в условиях свободной
конкуренции, - для него выбор маркетинговых стратегий и формирование рынков сбыта будет
играть решающую роль.
Внутренние факторы формируются
самим предприятием, в первую очередь его руководством. При анализе следует
помнить, что некоторые из этих факторов (например, структура баланса,
выбор ценовой и сбытовой политики, управление активами компании) находятся целиком и
полностью в компетенции руководства и специалистов соответствующих служб.
Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива,
особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей. Например, действия
трудового коллектива могут стать угрозой нормальному функционированию
предприятия в текущем периоде и снизить инвестиционную привлекательность
предприятия в перспективе.
Особую роль играет всесторонний анализ внутренних
факторов для принятия управленческих решений на предприятии. Такой анализ
позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при
краткосрочном планировании и определить те направления преобразований, развитие которых
даст максимальный
хозяйственный эффект в долгосрочной перспективе.
|