Коммерческая
логистика, ее понятие и сущность
Коммерческая логистика
представляет собой новое научное направление, связанное с практикой организации
движения ресурсов и продуктов в сфере производства и обращения. Основной целью,
которую ставят перед собой специалисты, является обеспечение максимальной
интеграции в снабжении, торговле, транспорте.
Коммерческая логистика – это
организация управления экономическими системами в сфере товарного обращения.
Предметом коммерческой
логистики является весь цикл производственно-коммерческой деятельности, от
управления, разработки и организации движения грузов, планирования издержек по
хранению, до эффективного процесса реализации готовой продукции.
Среди принципов
функционирования коммерческой логистики можно выделить основные условия:
Ø Системность.
Ø Комплектность.
Ø Научность.
Ø Конкретность.
Ø Надежность.
Ø Конструктивность.
Ø Вариантность.
Из этого следует, что
основной задачей коммерческой логистики является достижение максимальной
приспособленности предприятия к изменяющейся рыночной обстановке при
минимизации общих логистических затрат и обеспечение качества предлагаемых
товарных потоков.
В коммерческой логистике
основную элементную нагрузку несет торговая логистика, представляющая собой
деятельность, связанную с управлением физическим перемещением товаров, услуг,
финансов и информации, а также прав собственности в сфере распределения между
посредниками.
Основным понятием в
коммерческой логистике также является система, при этом системообразующим
элементом выступает Логистическая операция.
Отличие логистической
системы торговли от любой другой заключается в ее элементном составе, природе и
характере связей. Логистическую систему торговли можно определить как
совокупность взаимосвязанных логистических операций с потоками товаров,
информации, денег, услуг, правами собственности, образующих целостность всей
коммерческой деятельности.
Логистические операции в
торговле – это элементные законченные или периодически повторяющиеся действия с
потоками (товарами, деньгами, информацией, правами и услугами), организуемыми в
сфере распределения и обмена товарной массы.
Классификация основных элементов
В коммерческой логистике
Логистические операции в торговле различают по следующим признакам:
1. В зависимости от вида:
-
товарные (погрузка, раскрой, разлив, монтаж и т.д.) потоки услуг;
-
денежные потоки услуг;
-
информационные потоки услуг;
-
правовые (юридическая экспертиза, ответственность за выполнение
договора и т.д.) потоки услуг;
2. По отношению к логистической
системе торговли:
-
внутренние;
-
внешние.
3. В зависимости от изменения
прав собственности:
-
односторонние;
-
двусторонние.
4. Относительно потребительских
свойств:
-
с добавленной стоимостью;
-
без добавленной стоимости.
Таким образом, совокупность
взаимосвязанных логистических операций в сфере товарного обмена, объединенных
общностью целей формируют Логистический процесс торговли.
Логистический процесс в
торговле можно разделить на производственный, к которому относится
совокупность физических операций с товаропотоками, а именно: закупка,
транспортировка, складирование, хранение, преобразование ассортимента
производственного в потребительский, продажа и сервис; и торговый,
связанный со сменой форм собственности, т.е. актами купли-продажи, включая весь
комплекс коммуникационных действий по подготовке, реализации и контролю за
торговыми сделками.
Рассмотрим классификацию
звеньев торговой логистики. В связи с этим можно выделить ряд признаков:
1. В зависимости от форм
собственности Логистические звенья делятся на:
-
государственные;
-
частные;
-
смешанные.
2. По организационно – правовой
форме выделяют:
-
полные товарищества;
-
с ограниченной ответственностью;
-
открытые и закрытые акционерные общества;
-
унитарные предприятия.
3. По назначению и объему услуг
выделяют:
-
торговый дом;
-
комиссионная фирма;
-
оптовая фирма;
-
торговая фирма;
-
торговый центр.
4. По степени самостоятельности
звенья логистических цепей торговли делят на:
-
зависимые;
-
независимые.
Интеграция торгового
капитала – образование компаний в сфере торговой логистики – осуществляется в
нескольких плоскостях: внутрифирменной, внутриотраслевой, межотраслевой.
5. По географическому признаку
делятся на:
-
локальные;
-
региональные;
-
национальные.
6. По форме специализации
звенья торговли могут быть подразделены на:
-
специализированные на монопродуктовом товаропотоке;
-
замкнутом рыночном пространстве;
-
группе потребителей;
-
универсальные.
7. По масштабам деятельности
на:
-
малые;
-
средние;
-
крупные.
Количество звеньев торговли
зависит от ряда факторов. Например, от назначения, структуры и состава
товаропотока, интенсивности конкуренции, пространственного расположения рынка
(расстояние от рынка предложений до рынка спроса), условий поставки, объема и
качества потребностей, торговых правил и обычаев и т.д.
Применение методов
логистики, связанных с управлением потоковыми процессами в экономических
системах и реализацией целей и задач управления материальными потоками,
возможно лишь при четком определении характеристик параметров, элементов логистической
системы и учета интересов ее участников. Практическое значение коммерческой
логистики заключается в организации и реализации оптимального процесса между
участниками товарного обмена.
|