Экономика для всех

Каталог статей

Главная » Статьи » Макроэкономика

Неоклассическая теория бизнес-цикла.

Неоклассическая теория бизнес-цикла.

Экономисты неоклассической школы предложили модели, где цены и зара-ботная плата являются полностью гибкими, но где шоки приводят к цикличе-ским колебаниям выпуска и занятости. Типы шоков, порождающих циклы: 1) шоки предложения, такие как технические открытия, климатические изме-нения, природные катаклизмы; 2) политические шоки, являющиеся следствием макроэкономических решений; 3) шоки спроса, такие как изменение расходов на инвестиции или потребление.

Теория несовершенной информации. Модели, в которых экономические агенты имеют неполную информацию об экономической системе и, следова-тельно, в условиях воздействия на экономику разнообразных шоков совершают ошибки в принятии решений об уровне предложения.

А. Фридмен: Оценка последствий экспансионистской денежной политики; объяснение существованию альтернативы «инфляция-безработица»: «Эконо-мические агенты, не владея полной информацией, обмануты денежной экспан-сией. Производители считают, что увеличение цен затрагивает только их соб-ственную продукцию, веря таким образом, что изменились относительные це-ны, а не их общий уровень. Рабочие, ошибочно принимая увеличение заработной платы за рост реальной заработной платы, готовы увеличить предложение труда. Если бы экономические агенты владели полной информацией, они бы понимали, что изменение номинального спроса просто подняло номинальную заработную плату и цены, но при этом никаких изменений относительных цен и реальной заработной платы не произошло. Если бы рабочие владели полной информацией, они бы не увеличили предложение труда, а фирмы не увеличили бы производство.

Б. Функция предложения Роберта Лукаса. Производители сталкиваются с проблемой интерпретации фактического увеличения цены на индивидуальном рынке:

Рынок каждого отдельного товара похож на остров; участники рынка и оби-татели острова владеют всей информацией о нем, однако при этом они отделе-ны от других рынков (или островов) и узнают обо всем происходящем за пре-делами их острова только с опозданием (лагом).

В таких условиях производители сталкиваются с особенно сложной пробле-мой: когда рыночная цена на их продукцию поднимается, производители не знают наверняка, выросла ли относительная цена на их продукцию (в этом случае они хотели бы увеличить предложение) или же возросли все цены (в этом случае они не хотели бы увеличить предложение).

Индивид или фирма, действующие в соответствии с рациональными ожида-ниями, расценивают произошедшее увеличение цен на локальном рынке час-тично как повышение общего уровня цен, а частично как увеличение относи-тельной цены товара.

Таким образом, даже если экономика испытывает воздействие общеэконо-мического шока совокупного спроса, то каждый производитель думает, что от-носительная цена его товара все же увеличилась на некую величину  такова ошибка восприятия.

В действительности относительные цены не изменились: произошел рост общего уровня цен; тем не менее результат таков, что шок совокупного спроса ведет к сознательному увеличение совокупного предложения экономическими агентами.
Функция предложения Лукаса:
Y = Yh + α х (Р * Ре)

Выпуск в любой конкретный период определяется двумя элементами: 1) ес-тественным уровнем выпуска (Yh), соответствующим естественному уровню безработицы; 2) циклическим компонентом, равным разнице между фактиче-ским (Р) и ожидаемым уровнем (Ре) цен. «Ценовый сюрприз»: если Р больше, чем Ре, то каждый индивидуальный производитель считает, что относительные цены его собственного товара выросли, хотя на самом деле изменился лишь общий уровень цен.
Важное следствие модели Лукаса: ожидаемые изменения предложения денег, скорее всего, влияют только на цены, но не на выпуск, если предположить, что все экономические агенты понимают механизмы функционирования экономики и их ожидания рациональны; только неожиданные изменения денежной политики могут повлиять на выпуск; если все экономические агенты понимают, что вот-вот произойдет увеличение денежного предложения, то они наверняка знают то, что все цены увеличиваются в равных пропорциях (т.к. при этом кривая совокупного спроса сдвинется вверх вдоль вертикальной кривой совокупного предложения); при увеличении цен на ожидаемую величину производители не заблуждаются относительно причин такого увеличения и не считают, что произошло изменение относительных цен, а значит совокупное предложение остается неизменным.
Модели реального бизнес-цикла (Джон Лонг, Чарлз Плоссер, Эдвард Прескотт): Технологические шоки непосредственно воздействуют на эконо-мику, и результатом колебаний предложения является добровольное индиви-дуального предложения труда.
Технологические сдвиги  важнейший тип экономических потрясений, вызы-вающих колебания уровня деловой активности, т.е. циклические колебания  результат случайных технологических шоков.
Модели исходят из идей Йозефа Шумпетера: для капитализма характерны волны «созидательно разрушения», во время которых непрерывное введение новых технологий постоянно выталкивает существующие фирмы из бизнеса.
Основные предположения моделей: 1) технические изменения  важный для экономики в целом источник экономических потрясений (шоков); 2) ры-ночная структура, служащая средой распространения технических шоков, совершенная конкуренция.

Суть теории реально бизнес-цикла (случай положительного технологического шока):

1) Как только происходит шок, повышается производительность труда, и фирмы увеличивают спрос на труд. При этом выпуск возрастает даже в том случае, если занятость не увеличивается, т.к. объем продукции, производимый одним работником, увеличивается в результате технологического шока.


2) Чтобы занятость увеличивалась необходимо стремление со стороны ра-ботников к увеличению предложения труда, т.к. наклон кривой предложения должен быть положительным (если эффект замещения преобладает над эффектом дохода);

3) повышение заработной платы приводит к: а) росту эффекта дохода, что ведет к увеличению времени досуга (уменьшает предложения труда); б) эффекту замещения, что делает досуг относительно дороже, и таким образом стимулирует предложение труда.

4) Но во время бизнес-циклов малые изменения реальной заработной платы сопровождаются большими колебаниями выпуска и занятости, что является следствием замещения труда во времени.

5) В разные периоды предложение труда со стороны домашних хозяйств различно: люди работают больше часов, когда реальная заработная плата вре-менно высока, и меньше, когда она временно низка.

6) В этом случае не происходит взаимозамещение труда и досуга в рамках одного периода: напротив, домашние хозяйства «обменивают» труд в одном периоде на труд в другом периоде.

7) Однако для того, чтобы предложение труда отзывалось на небольшой рост заработной платы необходимы два условия: а) способность людей с течением времени замещать труд досугом должна характеризоваться большой гибкостью (эластичность замещения труда досугом во времени должна быть велика); б) рабочие должны воспринимать повышение заработной платы во время бизнес-цикла как временное явление, стремясь существенно увеличить предложение труда в течение короткого времени, чтобы воспользоваться преимуществами краткосрочного высокого уровня реальной заработной платы.

8) Выпуск превышает свою обычную величину не только в течение первого периода, следующего за шоком, а в течение нескольких последующих перио-дов.

Объяснение протяженности колебаний выпуска (позитивный шок в про-изводительности, вызвавший увеличение выпуска): Так как предельная произ-водительностью капитала также возрастает, то фирмы увеличивают инвести-ции, следовательно, более высокий уровень инвестиций приводит к увеличе-нию объема капитала. Это, благодаря эффектам аналогичным увеличению объема капитала в производственной функции, в дальнейшем вызывает длительное превышение выпуском своего тренда.

Основное предположение модели реального бизнес цикла: шоки произ-водительности могут быть как положительными, так и отрицательными, т.е. возможны и технический прогресс, и технический регресс. Отрицательные шоки вызывают рецессии (отрицательные шоки предложения: плохая погода, природные катаклизмы, периоды снижения объемов торговли и др.). Тем не менее: 1) технические достижения обычно используются до тех пор, пока не замещаются еще более совершенной техникой; 2) слабый отклик предложения труда на рост реальной заработной платы (замещение труда во времени в ре-зультате роста реальной заработной платы: люди меньше времени отдают до-сугу в настоящем и больше в будущем).

Категория: Макроэкономика | Добавил: Alex (22.04.2012)
Просмотров: 2579 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0