SWOT-анализ
Среди
множества инструментов анализа рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является
разработка SWOT-матрицы. Сущность
такого анализа заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия,
определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности
продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов.
Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей
деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия
с учетом выявленных возможностей и угроз.
SWOT-метод был разработан
американскими экономистами и называется так по первым буквам
английских слов, составляющих основное
содержание анализа (Strength -достоинство, Weakness - недостаток, Oppor- tunities - возможность, Threat -угроза).
Использование SWOT-анализа для комплексной оценки
рыночного положения и перспектив деятельности гостиничного комплекса рассмотрим
на примере.
Пример. Гостиничный комплекс
"Октябрь" расположен в крупном областном центре Республики Беларусь.
Построенный в 1983 г., комплекс в то время отвечал все требованиям, предъявляемым к гостиницам
высшего класса в нашей стране. Он расположен на
оживленной магистрали в 15 мин. езды от центра города, недалеко от областного выставочного
центра и крупнейшего в городе стадиона.
До начала 90-х годов комплекс
считался лучшим в городе и использовался в основном для размещения
иностранных туристов и специалистов, приезжавших в город. Однако несколько лет назад в центре
города был построен крупный отель международного стандарта, а также открыты несколько частных небольших
гостиниц и пансионов, привлекающих своих гостей достаточно высоким уровнем обслуживания. Таким образом, к концу 90-х
годов гостиничный комплекс
"Октябрь" стал испытывать определенные сложности в своей деятельности.
Для нормализации ситуации были привлечены специалисты, которые начали
исследование рыночной позиции предприятия с проведения SWOT-анализа.
По результатам анализа были
разработаны рекомендации, касающиеся путей повышения эффективности работы
гостиничного комплекса.
Анализ рыночной позиции
предприятия, выявление наиболее существенных факторов, формирующих его бизнес-среду, является
необходимым этапом и составной частью любого производственного
плана.
|