Экономический рост и экономическая теория
предложения.
Одной из теоретических основ программы преодоления
высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы, обеспечения устойчивых темпов
экономического роста является концепция экономики
предложения.
Согласно данной концепции, экономическая политика,
направленная на стимулирование совокупного спроса неэффективна, т.к. не смогла
справиться со стагфляцией 70-х гг., а поэтому должна быть заменена более
эффективной экономической политикой, направленной на изменения в совокупном
предложении, и которая может включать
программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования
конкуренции, налоговые реформы.
Один из действенных факторов увеличения совокупного
предложения -
снижение налогов: 1) сокращение
налогов окажет такое мощное воздействие на объем выпуска, что общие налоговые
поступления увеличатся и что 2) относящийся к предложению эффект сокращения
налогов окажет мощное воздействие на снижение инфляции путем ускорения темпа
роста объема производства.
Выгоды
Лаффера. Кривая Лаффера. А. Лаффер считал, что по мере роста ставки налога
от 0% до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума
в точке А при налоговой ставке t = а (см. рис.), а затем падают, не смотря на рост налоговой
ставки. Падение налоговых поступлений связано с тем, что более высокие налоги
сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление,
сбережения), а следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте
налоговой ставки поступления от налогов падают.
Кейнсианцы
трактуют рост налогов как антиинфляционный фактор: их рост ведет к снижению
покупательной способности и к сдвигу кривой совокупного спроса влево.
Сторонники экономики предложения
считают, что большинство налогов переходят в издержки фирм и перекладываются на
потребителей в виде более высоких цен («налоговый клин»), т.е. дают эффект
ускорения инфляции издержек: увеличение налогов смещает кривую совокупного
предложения влево, доход падает, сокращается налоговая база, сумма налоговых поступлений.
Снижение налоговых ставок, по Лафферу, может создать
дополнительные стимулы к труду, инвестиция, сбережениям, расширению
производства, налоговой базы, сокращению
уклонения от налогов. Улучшится состояние бюджета: рост занятости снизит
выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые
поступления в бюджет при более низкой ставке налога.
Критика
подхода. Налоговые стимулы могут привести к росту производства лишь в
долгосрочной перспективе, при этом вероятность того, что они сработают, зависит
от чувствительности экономики к изменению налоговых ставок: вероятна ситуация,
что при снижении подоходных налогов люди предпочтут больше отдыхать, чем
работать, если теперь тот же доход после выплаты
налогов можно будет
получить, затрачивая меньше труда; снижение налогов увеличит потребление и
расширит совокупный спрос, рост которого опередит увеличение предложения
(отдача от дополнительных инвестиций в результате снижения налогов будет
получена не сразу), что может привести к инфляции и бюджетному дефициту; на
практике бывает трудно определить, находится экономика дальше или ближе точки
А на кривой Лаффера: если экономика стартует в точке С (см. рис.
выше), то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговые
поступления, если движение начнется из точки В, результатом явится рост
бюджетного дефицита вследствие падения налоговых поступлений.
Основная
предпосылка экономики предложения: Уровень и /или темп роста выпуска могут
быть значительно увеличены с помощью политики, ориентированной на повышение
эффективности, уменьшение инфляции, стимулирование желания трудиться и
стимулирование склонности к сбережениям и инвестированию. Предложение труда и
капитала не являются заданными и независимыми от склонности к труду,
сбережениям и инвестированию. Напротив, выбор между трудом и свободным временем
существенно зависит от величины заработной платы после уплаты налогов, и что
желание сберегать и инвестировать также зависит от остающейся после уплаты
налогов нормы дохода на активы.
1.Предложение
труда со стороны домохозяйств значительно увеличивается в ответ на увеличение
реальной заработной платы после вычета налогов, не смотря на то, что здесь
имеет место двойственный эффект: эффект дохода от увеличения заработной
платы будет сокращать предложение труда, т.к. теперь можно работать меньше, а
получать больше; но так как каждый час отдыха теперь стоит больше, эффект
замещения будет способствовать увеличению предложения труда. Следовательно,
изменение в структуре налогов, повышающее реальную заработную плату после
уплаты налогов, увеличивает предложение труда и выпуск (Д. Хаусман).
2.Предложение
капитала (представляющее собой накопленный объем прошлых инвестиций и
растущее, если добавления к запасу капитала превышают величину амортизации,
связанной с его износом и обесценением) увеличится, если в результате роста
сбережений или уменьшения дефицита государственного бюджета, произойдет
увеличение инвестиций: I = S + (T – G), где I -
инвестиции; T – G - дефицит госбюджета; G -
сбережения.
Сбережения и инвестиции можно стимулировать
посредством уменьшения ставок налогообложения сбережений и прибыли: это
приведет к росту сбережений, накопления капитала и, в конечном итоге, к
увеличению темпов роста выпуска. Как уже было отмечено, частные инвестиции рост
предложения капитала будут тем выше, чем выше сбережения и чем меньше дефицит
госбюджета. Дефицит госбюджета поглощает частные сбережения: домохозяйства приобретают
правительственные обязательства, а не акции и облигации фирм, выпускаемые ими
для финансирования капиталовложений. Поэтому, если содействие экономическому
росту ставится в качестве приоритета, правительство должно балансировать бюджет
или даже сводить его с положительным сальдо.
Эффективность
экономической политики, направленной на стимулирование совокупного предложения:
1.Политика, увеличивающая предложение труда путем
уменьшения налогов, и политика, увеличивающая инвестиции путем их
субсидирования и уменьшения бюджетного дефицита, всегда будет эффективной с
точки зрения увеличения сегодняшнего и будущего потенциального выпуска. Но она
не достаточно эффективна с точки зрения удовлетворения текущих социальных нужд,
реализуемых за счет государственных расходов.
2.При данных правительственных расходах и при полной
занятости увеличение сбережений влечет за собой уменьшение потребления. Поэтому
в рамках экономики предложения возникает необходимость выбора между текущим потреблением
и будущим потреблением.
|