Внешняя среда
предприятия
Ни один
хозяйствующий субъект не может существовать в экономическом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой
предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к
предприятию участники экономической
деятельности.
В первую
очередь это бизнес-партнеры, с
которыми предприятие связывают деловые
интересы, - клиенты,
поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты.
В любом
государстве деловая активность немыслима без вмешательства государственных
и иных
регулирующих органов; серьезное влияние на деятельность предприятия могут оказывать конкуренты, а
также социальное окружение - местные жители, общественные организации.
Некоторые
из составляющих внешней среды предприятия, особенно социальные, в современных белорусских
условиях могут показаться неважными, однако это не так. В отдельных случаях
(например, когда в небольшом городке работает единственный завод) социальный фактор
оказывается решающим и при формировании планов работы предприятия, и при анализе результатов их
реализации.
В мировой практике поддержанию
добрых отношений с местным сообществом и материальной поддержке образовательных и
культурных учреждений фирмы уделяют очень большое внимание. Наличие таких связей
говорит о том, что компания заботится о своем будущем процветании в данном регионе, и
в целом свидетельствует о благоприятных тенденциях в ее развитии, давая дополнительный
"плюс" в комплексную оценку ее деятельности.
Иногда
существенное влияние на деятельность предприятия оказывают и конкуренты. Например, в тех
случаях, когда предприятие поддерживает высокие стандарты качества обслуживания
или производимой продукции, всем его конкурентам, чтобы остаться на этом рынке, поневоле
приходится подтягивать свои технологии и контроль качества на более высокий уровень.
Внешние факторы, определяющие
деятельность предприятия:
1. Международные:
-
общеэкономические
-
стабильность международной политики
-
международная конкуренция
2.
Национальные:
-
политические
-
экономические и демографические
3.
Рыночные:
-
психология потребителя
-
научно-технические
- формы
конкуренции
Факторы эти называются внешними,
поскольку формируются внешней средой предприятия. Само предприятие повлиять на
природу или проявление внешних факторов не может или его влияние оказывается
незначительным. В ходе комплексного' анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует выделить те
из них, которые оказывают на данное предприятие максимальное воздействие.
А поскольку повлиять на характер их
действия само предприятие не в состоянии, задачей анализа является выработка
вариантов действий, которые следует предпринять руководству хозяйствующего субъекта, если та или иная ситуация,
связанная с действием внешних факторов, станет актуальной.
|