Анализ
рентабельности п/п
Эффективность
работы п/п, доходность в различных направлениях деят-сти, т.е. произв-ой,
предпр-ой, инвест-ой, окупаемость затрат и т.д. характеризует показатели
рент-сти. Они более полно, чем прибыль, отражают оканчат-ые рез-ты
хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или
использованными ресурсами. Их используют для оценки деят-сти п/п и как инструмент
в инвест-ой политике и ценообразовании. Показатели рентабельности м/объединить
в несколько групп: 1. пок-ли, хар-щие окупаемость издержек пр-ва и инвест-х
проектов 2. пок-ли, хар-щие рент-сть продаж 3. пок-ли, хар-щие доходность
капитала и его частей. Все показатели м/рассчитываться на основе валовой
прибыли, прибыли от реал-ции продукции, чистой прибыли.
Рентабельность в производственную деят-сть, т.е.
окупаемость издержек – это отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат
по реализованной продукции: R=П/З *100, R=ЧП/З *100. Он показывает сколько п/п имеет прибыли с
каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
М/рассчитываться в целом по п/п, отдельным его подразделениям и видам
продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвест-х проектов, т.е.
полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта, относящаяся к сумме
инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж, т.е. оборота – это отношение
прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки: R=П/В*100, R=ЧП/В*100.
Она хар-ет эффективность предприн-ой деят-сти, т.е. сколько п/п имеет прибыли с
каждого рубля продаж. Рассчитывается в целом по п/п или отдельным видам
продукции.
Рентабельность или доходность капитала – это отн-ние
валовой или чистой прибыли к ср.годовой стоимости всего инвестируемого капитала
или отдельных его слагаемых собственного, заемного, основного, производ-го
капитала и т.д.: R=П/КL*100, R=ЧП/КL*100
Валовая или общая сумма прибыли зависит от объема
реал-ции продукции, ее структуры, с/с, ср. уровня цен, от фин. рез-тов от
прочих видов деят-сти, несвязанных с реал-цией продукции от прочих видов услуг.
Средняя годовая сумма основного и оборотного капитала
зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала, который
рассчитывается отношением выручки к средне годовой сумме основного и оборотного
капитала: Коб=В/KL. Чем быстрей оборачивается
капитал, тем меньше его требуется для обеспечения запланируемого объема продаж
и наоборот: замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного
привлечения средств для обеспечения того же объема пр-ва и реал-ции продукции.
При этом исходя из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияние на
уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорц-но увел-ся или умен-ся
сумма прибыли и суммы основного и оборотного капитала, естественно, при условии
неизменности остальных факторов.
В процессе анализа следует изучить динамику
перечисленных факторов, влияющих на показатель рент-сти, выполнение плана по их
уровню и провести межхоз-ные сравнения с п/п – конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деят-сти, т.е.
окупаемости затрат, рассчитанный в целом по п/п зависит от 3х основных факторов
1-го порядка: 1. изменение стр-ры реал-ой продукции 2. ее с/с 3. средних цен
реал-ции.
Далее необходимо провести факторный анализ
рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных
видов продукции зависит от изменения: - средне реал-мых цен, - с/с единицы
продукции. Средне реал-мая цена ед-цы продукции – это отн-ние выручки от
реал-ции соотв-го вида продукции к объему его продаж. На изменение ее суммы
оказывает влияние такие факторы как: - кач-во реал-мой продукции, - рынки ее
сбыта, - коньюктура рынка, - инфляционные процессы. Качество товарной продукции
это один из основных факторов, от которых зависит уровень средней цены
реал-ции.
Основными источниками резервов повышения уровня
рент-сти явл-ся увеличение суммы прибыли от реал-ции продукции, снижение с/с
реал-мой продукции.
|