Фискальная политика как инструмент стабилизации
экономики.
Фискальная
политика включает манипулирование гос. расходами и налогами для устранения
циклических колебаний выпуска продукции и уровня занятости, стабилизации цен и
стимулирования экономического роста.
Возможные
«твердые курсы» фискальной (бюджетно-налоговой) политики правительства:
1.Государственный бюджет, балансируемый ежегодно.
Данный курс правительства: а) снижает степень встроенной стабильности
экономики; б) вызывает часты колебания налоговых ставок, которые снижают
инвестиционную активность; в) относительно уменьшает доходы сегодняшнего
поколения в пользу будущего.
2.Государственный бюджет, балансируемый в более
долгом периоде. В более долгосрочном периоде балансируются бюджеты большинства
стран, т.к. курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными
издержками. При этом в качестве целевых
ориентиров фискальной политики могут выступать следующие:
- снижение общего объема государственного долга,
- стабилизация соотношения долг / ВВП,
- выравнивание темпов роста гос. расходов и темпов
роста ВВП,
- равенство или превышение чистого объема инвестиций
над чистым объемом государственного долга.
Инструменты
фискальной политики включают: а)
гос. субсидии, б) различные виды
налоговых изменений (личный подоходный налог, корпоративные налоги, акцизные
налоги, изменение налоговых ставок или сумм налогообложения), в) трансфертные платежи.
Стимулирующая
фискальная политика ведет к увеличению как совокупного спроса, так и процентной
ставки, и, следовательно, к увеличению внешнеторгового дефицита:
- рост выпуска продукции при увеличении совокупного
спроса ведет к росту импорта, который, в свою очередь, увеличивает
внешнеторговый дефицит;
- рост притока капитала из-за границы, вызывающий
повышение процентной ставки внутри страны, приводит к повышению обменного курса
национальной валюты и, следовательно, ухудшению внешнеторгового баланса;
- гос. расходы, направленные на расширение экономики
и не компенсируемые повышением налогов, приведут к росту процентных ставок и
сокращению инвестиций в частном секторе, а также на потребительские товары
длительного пользования;
- это будет происходить до тех пор, пока в экономике
не наступит спад, или не будет использована дополняющая монетарная политика для
сохранения процентной ставки на постоянном уровне.
Выбор того или иного вида государственных расходов
имеет важное значение, т.к. в каждом случае мультипликационный
эффект может быть различным. Трансфертные
платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими гос.
расходами, т.к. часть этих сумм сберегается (мультипликатор трансфертов =
мультипликатор гос. расходов х предельная склонность к потреблению из трансфертов).
Однако трансферты могут быть направлены на определенную группу населения.
Эффект снижения налогов в некотором
отношении будет аналогичен увеличению гос. расходов: совокупный спрос будет
увеличивать процентные ставки и может наступить сокращение инвестиций в частном
секторе, однако влияние на расходы потребителей будет меньшим, т.к. сокращение
налогов приведет к росту мультипликатора. Здесь важен выбор вида налога, т.к. каждый вид налога
будет оказывать различное влияние на экономику, на стимулы экономического роста
и экономическую эффективности (к примеру, увеличение личного подоходного
налога, корпоративного налога может привести к снижению заинтересованности в
нововведениях и желанию работать сверхурочно, в то время как налог на продажи
не вызовет такого эффекта. Стимулируя инвестиции с помощью инвестиционных субсидий, государство снижает издержки каждой фирмы,
связанные с инвестициями, увеличивает потребность в инвестициях при любом
данном уровне процентной ставки, которая, в свою очередь, смещает кривую AS вправо.
При любом уровне процентной ставки фирма будет инвестировать больше средств,
т.к. она оплачивает только часть расходов на инвестиции, и поэтому затраты на
инвестиции будут меньше, а отдача больше. Кривая
IS смещается на сумму изменений
инвестиций, вызванных инвестиционными субсидиями, умноженную на мультипликатор
(хотя процентные ставки растут, инвестиции также увеличиваются).
|