Экономика для всех

Каталог статей

Главная » Статьи » Гос. финансы

Финансовая политика государства

 Финансовая политика государства

Политика переводится «как искусство управления». Политика государства – участие делах государства, определяющее формулирование задач, содержание его деятельности. Политика охватывает все направления деятельности государства.

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций, на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, но и других социальных потребностей и социального устройства общества.

Главным субъектом проводящим финансовую политику является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определенные задачи на предстоящий период, а также средства и пути их достижения.

Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализуется через финансовый  механизм, его рычаги, и стимулы.

Таким образом министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, основным направлениям денежно-кредитной политики, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

      Учет действия объективных экономических законов

      Необходимость финансирования поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержанию макроэкономической стабилизации

      Определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения.

      Обеспечение рациональности распределения и использования средств, фондов денежных средств.

      Концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы.

      Либерализация внешнеэкономической деятельности, развития приватизации с целью финансового оздоровления экономики. Выработка финансового механизма, реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативно-правовых актов.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, их приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса.

Требования, предъявляемые к финансовой политике:

      Научный подход к выработке финансовой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития

      Учет специфики конкретно-исторических условий каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего и международного положения.

      Тщательное изучение опыта предшествующего финансового и хозяйственного строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений.

      Соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевых задач определенного этапа развития

      Предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий

      Наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике.

В финансовой политике как самостоятельной единице выделяют следующие части:

      Налоговую политику

      Бюджетно-финансовую политику

      Денежно-кредитную политику

Налоговая политика реализует интерес государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части ВВП на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств, перераспределении через бюджет. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальные и стимулирующие функции.

Бюджетно-финансовая политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. При реализации бюджетно-финансовой политики, государством преследуются следующие цели:

      Источники формирования доходов государственного бюджета

      Приоритетные направления расходов бюджета

      Допустимые пределы разбалансированности бюджета

      Источники финансирования бюджетного дефицита

Принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь в составе бюджетно-финансовой политики относительную самостоятельность приобретает инвестиционная политика, политика управлением государственного долга, политика межбюджетных взаимоотношений.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции, курсом национальной денежной единицы, обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы, управление деятельностью финансового рынка через регламентирование эмиссии и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг, регулирование их оборота, что влияет на уровень их доходности на рынке ценных бумаг.

На основании …………………………… ….    Следующие виды политики:

      Эмиссионная политика

      Ценовая политика

      Валютная политика

Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики являются следующие:

      Повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективности использования заемных средств.

      Более гибкий подход к предоставлению кредита,

      формирование банковских резервов,

      формирование финансового рынка,

      сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного расчета в наличный расчет

      конвертируемость белорусского рубля,

      реорганизация сберегательного и страхового дела

Таким образом, главная задача современной финансовой политики Республики Беларусь – это борьба с инфляцией, преодоление спада производства и дефицита бюджета, повышение социальной защиты населения.

В зависимости от сферы государственных интересов, выделяют внутреннюю и внешнюю финансовую политику.

В основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, образованием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, международного валютного фонда, Банка реконструкции и развития, международного банка и других.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производственных сил  своей страны. Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которой определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта.

Основной целью таможенной и валютной политик является сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

По длительности действия финансовая политика государства делится на:

      Текущую

      Долговременную

Текущая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержании сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы.

Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и финансовом механизме.

По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовая политика может разделятся на:

      Дефляционную

      Рефляционную

Дефляционная финансовая политика представляет собой систему мер по регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста. Она проводится путем увеличения налогов, при одновременном снижении уровня государственных расходов, сохранении эмиссии денег, повышении учетной ставки.

Рефляционная финансовая политика – система мер по регулированию общегосударственной финансовой и денежной политик с целью повышения деловой активности и ускорению экономического роста. Она проводится путем увеличения государственных расходов, снижения налогов, снижения процентных ставок.

Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства определялись классиками буржуазной политэкономии – Адамом Смитом, Давидом Риккардо и Кейнсом.

Типы … :

1.              Классическая концепция – А. Смит, Д. Риккардо. Предполагает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, отведение главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам.

2.              В конце 20 годов ХХ века возобладала кейнсианская экономическая концепция, обосновывающая  необходимость роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации этой политики являются государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствует решению сразу нескольких экономических и социальных задач, т.е. повышению занятости, снижению безработицы, росту предпринимательской деятельности, формированию дополнительного спроса, увеличению дохода, а значит и большая возможность финансирования социальных нужд.

В семидесятые годы ХХ века особенности финансовой политики определялись неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу.

В СССР и во всех странах социалистического лагеря финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций Маркса и Ленина. Главный принцип финансовой политики советского государства – это финансовая централизация.

В зависимости от характера поставленных задач, финансы подразделяются на:

      Финансовую стратегию

      Финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических задач государства. Это генеральный план действия по обеспечению государства необходимыми денежными средствами. Финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей условиям, сложившимся на рынке. Различают:

      Генеральную финансовую стратегию

      Оперативную финансовую стратегию

      Стратегия выполнения отдельных стратегических задач

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность государства на год.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущих манипуляций финансовыми ресурсами. Разрабатывается на квартал либо месяц.

Стратегия выполнения честных целей заключается в умелом использовании финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение государства необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами. Выделяют следующие задачи финансовой стратегии:

      Исследование характера и закономерностей формирования финансов в условиях рыночного хозяйствования

      Разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов государства и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния.

      Выявление и мобилизация финансовых ресурсов

      Разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных обстоятельств.

Финансовая тактика подчинена стратегии, в то же время, корректирует отдельные направления и способы использования финансовых ресурсов в рамках коротких отрезков времени.

Категория: Гос. финансы | Добавил: Alex (24.04.2012)
Просмотров: 2438 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0