Финансовая политика государства
Политика
переводится «как искусство управления». Политика государства – участие делах
государства, определяющее формулирование задач, содержание его деятельности.
Политика охватывает все направления деятельности государства.
Финансовая
политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на
мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование
для осуществления государством его функций, на обеспечение соответствующими
финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы
экономического и социального развития.
Под
социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, но и
других социальных потребностей и социального устройства общества.
Главным
субъектом проводящим финансовую политику является государство. Оно
разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на
отдаленную перспективу и определенные задачи на предстоящий период, а также
средства и пути их достижения.
Методологическим
условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются
финансовые отношения, а их основой отношения между государством и
хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их
использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице
государства реализуется через финансовый
механизм, его рычаги, и стимулы.
Таким
образом министерство финансов и Национальный банк на основе действующего
законодательства разрабатывают инструкции по формированию доходов бюджета и его
использованию, основным направлениям денежно-кредитной политики, нормативные
документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим
лицам.
Задачи,
решаемые финансовой политикой:
•
Учет действия
объективных экономических законов
•
Необходимость
финансирования поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и
поддержанию макроэкономической стабилизации
•
Определение
источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных
резервов увеличения.
•
Обеспечение
рациональности распределения и использования средств, фондов денежных средств.
•
Концентрация
финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального
развития посредством рационального построения налоговой системы.
•
Либерализация
внешнеэкономической деятельности, развития приватизации с целью финансового
оздоровления экономики. Выработка финансового механизма, реализации финансовой
политики государства в форме соответствующих нормативно-правовых актов.
Посредством
финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную
перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, их приватизацию, конверсию
предприятий военно-промышленного комплекса.
Требования,
предъявляемые к финансовой политике:
•
Научный подход к
выработке финансовой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям
общественного развития
•
Учет специфики
конкретно-исторических условий каждого этапа развития общества, особенностей
внутреннего и международного положения.
•
Тщательное
изучение опыта предшествующего финансового и хозяйственного строительства,
новых тенденций и прогрессивных явлений.
•
Соблюдение
комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем
ориентации на выполнение ключевых задач определенного этапа развития
•
Предвидение
последствий проведения намеченных финансовых мероприятий
•
Наличие обширной
и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях
государства, о состоянии дел в экономике.
В
финансовой политике как самостоятельной единице выделяют следующие части:
•
Налоговую
политику
•
Бюджетно-финансовую
политику
•
Денежно-кредитную
политику
Налоговая
политика реализует интерес государства. Ее главное назначение состоит в изъятии
части ВВП на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств,
перераспределении через бюджет. Свое назначение и функции налоги осуществляют в
едином бюджетном процессе, выполняя фискальные и стимулирующие функции.
Бюджетно-финансовая
политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его
использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. При
реализации бюджетно-финансовой политики, государством преследуются следующие
цели:
•
Источники
формирования доходов государственного бюджета
•
Приоритетные
направления расходов бюджета
•
Допустимые
пределы разбалансированности бюджета
•
Источники
финансирования бюджетного дефицита
Принципы
взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
В
свою очередь в составе бюджетно-финансовой политики относительную
самостоятельность приобретает инвестиционная политика, политика управлением
государственного долга, политика межбюджетных взаимоотношений.
Под
денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного
обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции, курсом
национальной денежной единицы, обеспечение своевременности и бесперебойности
расчетов в народном хозяйстве и различных звеньях финансовой системы через
регламентацию и регулирование деятельности банковской системы, управление
деятельностью финансового рынка через регламентирование эмиссии и размещение
государственных и корпоративных ценных бумаг, регулирование их оборота, что
влияет на уровень их доходности на рынке ценных бумаг.
На
основании …………………………… …. Следующие
виды политики:
•
Эмиссионная
политика
•
Ценовая политика
•
Валютная политика
Целевыми
ориентирами денежно-кредитной политики являются следующие:
•
Повышение роли
банковского кредита в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов
в эффективности использования заемных средств.
•
Более гибкий
подход к предоставлению кредита,
•
формирование
банковских резервов,
•
формирование
финансового рынка,
•
сокращение
необоснованного перелива денег из сферы безналичного расчета в наличный расчет
•
конвертируемость
белорусского рубля,
•
реорганизация
сберегательного и страхового дела
Таким
образом, главная задача современной финансовой политики Республики Беларусь –
это борьба с инфляцией, преодоление спада производства и дефицита бюджета,
повышение социальной защиты населения.
В
зависимости от сферы государственных интересов, выделяют внутреннюю и внешнюю
финансовую политику.
В
основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и
кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным
разделением труда, образованием и погашением государственного долга, так и с
участием в деятельности международных организаций, в том числе, международного
валютного фонда, Банка реконструкции и развития, международного банка и других.
Международная
финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие
производственных сил своей страны.
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику,
особенности которой определяются степенью заинтересованности государства в
расширении или сокращении своего экспорта или импорта.
Основной
целью таможенной и валютной политик является сохранение и увеличение
золотовалютных резервов государства.
По
длительности действия финансовая политика государства делится на:
•
Текущую
•
Долговременную
Текущая
политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его
звеньев в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в
поддержании сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы.
Долговременная
финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач,
требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный
период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и
финансовом механизме.
По
способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри
финансовой системы финансовая политика может разделятся на:
•
Дефляционную
•
Рефляционную
Дефляционная
финансовая политика представляет собой систему мер по регулирования
общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и
оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и
замедления экономического роста. Она проводится путем увеличения налогов, при
одновременном снижении уровня государственных расходов, сохранении эмиссии
денег, повышении учетной ставки.
Рефляционная
финансовая политика – система мер по регулированию общегосударственной
финансовой и денежной политик с целью повышения деловой активности и ускорению
экономического роста. Она проводится путем увеличения государственных расходов,
снижения налогов, снижения процентных ставок.
Основные
направления в теории финансов по вопросу о роли государства определялись
классиками буржуазной политэкономии – Адамом Смитом, Давидом Риккардо и
Кейнсом.
Типы
… :
1.
Классическая
концепция – А. Смит, Д. Риккардо. Предполагает невмешательство государства в
экономику, сохранение свободной конкуренции, отведение главной роли в
регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам.
2.
В конце 20 годов
ХХ века возобладала кейнсианская экономическая концепция, обосновывающая необходимость роли государства в развитии
экономики через вмешательство и регулирование циклического развития
воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации этой политики
являются государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест,
что способствует решению сразу нескольких экономических и социальных задач,
т.е. повышению занятости, снижению безработицы, росту предпринимательской
деятельности, формированию дополнительного спроса, увеличению дохода, а значит
и большая возможность финансирования социальных нужд.
В
семидесятые годы ХХ века особенности финансовой политики определялись
неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не
отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень
вмешательства его в экономику и социальную сферу.
В
СССР и во всех странах социалистического лагеря финансовая политика
формировалась под воздействием теоретических концепций Маркса и Ленина. Главный
принцип финансовой политики советского государства – это финансовая
централизация.
В
зависимости от характера поставленных задач, финансы подразделяются на:
•
Финансовую
стратегию
•
Финансовую
тактику.
Финансовая
стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение
крупномасштабных задач в рамках определенных экономических задач государства.
Это генеральный план действия по обеспечению государства необходимыми денежными
средствами. Финансовая стратегия обеспечивает соответствие
финансово-экономических возможностей условиям, сложившимся на рынке. Различают:
•
Генеральную
финансовую стратегию
•
Оперативную
финансовую стратегию
•
Стратегия
выполнения отдельных стратегических задач
Генеральной
финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность
государства на год.
Оперативная
финансовая стратегия – это стратегия текущих манипуляций финансовыми ресурсами.
Разрабатывается на квартал либо месяц.
Стратегия
выполнения честных целей заключается в умелом использовании финансовых
операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.
Главной
стратегической целью финансов является обеспечение государства необходимыми и
достаточными финансовыми ресурсами. Выделяют следующие задачи финансовой
стратегии:
•
Исследование
характера и закономерностей формирования финансов в условиях рыночного
хозяйствования
•
Разработка
условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов
государства и действий финансового руководства в случае неустойчивого или
кризисного финансового состояния.
•
Выявление и
мобилизация финансовых ресурсов
•
Разработка
способов подготовки выхода из кризисной ситуации
Финансовая
стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других
форс-мажорных обстоятельств.
Финансовая
тактика подчинена стратегии, в то же время, корректирует отдельные направления
и способы использования финансовых ресурсов в рамках коротких отрезков времени.
|