Анализ выполнения договорных обязательств и
реализации продукции
Реализация
продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее
величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и
рентабельности. Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности
его товарной массой. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной
продукции в двух оценках:
•
в отпускных ценах (плановых или действующих) без налогов
от выручки,
•
по себестоимости (плановой или фактической).
В
связи с тем, что предприятия могут определять выручку от реализации по
отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта
методики анализа
объема реализации. При первом варианте объем отгрузки и реализации совпадает, поскольку нет понятия
отгруженной продукции. Баланс товарной продукции, отражающий
взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной
продукции, имеет вид:
РП =
ГПн+ТП-ГПк,
ОП = РП
где РП -
реализованная продукция,
ГПН,
ГПК - остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и
конец периода,
ТП
- выпуск продукции, ОП - отгрузка продукции.
Для
второго варианта баланс товарной продукции будет следующий:
РП
= ГПН + ТОН +ТП - ГПК - ТОК,
РП
- ОП + ТОН - ТОК,
где
ТОН и ТО к - остатки товаров, отгруженных соответственно
на начало и конец периода.
Анализ
реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по
поставкам продукции.
Процент
выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле: Процент договорных
обязательств = (плановый
объем реализации -
недопоставка продукции по договорам) / (плановый объем реализации) х 100
или Кп
= (ТПо - ТПН) / ТП0
×100,
где Кп
— искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %, ТПо - плановый объем
продукции для заключения договоров,
ТПН
- недопоставка продукции по договорам.
|