Управление профессиональной ориентацией и адаптацией персонала в
организации
Профориентация - система мер по профинформации, профконсультации,
профподбору и профадаптации.
которая помогает человеку выбирать
профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным
особенностям и способностям.
Цели профориентации: оказание помощи молодым
людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы
или учебы с учетом склонностей и интересов
Задачи
профориентации:
1) информирование
заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности;
2) создание условий для
развития профессионально значимых способностей будущих работников;
3) определение соответствия психофизиологических
и социально-психологических качеств обратившихся за
консультацией профессиональным требованиям
избранного ими вида трудовой деятельности.
Формы профориентационной работы:
1)
профпросвещение - начальная подготовка школьников по основам различной
профессиональной деятельности; 2)профинформация
- ознакомление ищущих работу с ситуацией на рынке труда;
3) профконсультация - -
оказание помощи в выборе профессии и места работы путем изучения личности
обратившегося
за консультацией человека;
4) профотбор - часть
процесса найма персонала.
Трудовая адаптация - взаимное приспособление
работника и организации, основывается на постепенном включении работника в
процесс производства в новых для него профессиональных и психофизических, социально-психологических,
организациооно-административных, эк., санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.
Цели - уменшение издержек, сокращение
текучести, экономия времени.
Виды адаптации: (первичная и вторичная)
1)
профессиональная - овладение профессиональными навыками и умениями.
2)социально-психологическая
- освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации.
3) общественно-организационная - освоение
структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.;
4)культурно-бытовая -
участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях
вне рабочего времени.
5) психофизиологическая
- освоение человеком совокупности условий труда.
Различают следующие виды
психофизиологической адаптации: а) первичную (при первоначальном вхождении работника в
производственную среду);б) вторичную (при смене рабочего места без смены или со
сменой профессии или при существенных изменениях среды).
Факторы трудовой адаптации - это условия, влияющие на
течение, сроки, темпы и результаты адаптации.
»
I
- Объективные - это
факторы, которые в меньшей степени зависят от работника.
- Субъективные (личностным)
факторам относятся:
1) социально-демографические характеристики
работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т. д.);
2) социально-психологические (уровень притязаний, готовность
трудится, практичность, быстрота ориентации в
производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность и т. д.);
3)социологические (степень профессионального
интереса, степень моральной и материальной заинтересованности и т. д.).
Управление
профориентацией и адаптацией персонала организации:_____________
проф.
преодоление дисбаланса потребности труде м/д работником и организацией
|
- развитие
положительного отношения к
профессии
-
экономия
времени
-
сокращение
периода привыкания
-
уменьшение
издержек у новых работников - развитие психологического и
мотивационного подходов к выбору профессии; - формирование конкурентоспособных квалифицированных
работников.
(профотбор,
профконсультация, профобучение,
|
профинформирование)
|