Современные методы оценки человеческих ресурсов.
Оценка -- мнение (суждение) о степени
развитости, практической выраженности каких-либо качеств работника, результатах трудовой деятельности. Задачи оценки:
-
стимулирование
- повышение эффективности
- обучение
- карьера
- перераспределение
- увольнение
- перспективы развития организации.
Непосредственно оцениваться могут:
-
результаты
выполнения индивидуальных заданий.
- стиль поведения
- характерные особенности
работника.
Основные
принципы оценки:
- стратегическая ориентация -
целенаправленность - комплексность - приоритетность - непрерывность -
надежность
- сравнимость - количественная определенность - справедливость и
демократичность.
Подходы
к оценке персонала, основываясь на сравнении:
1.оценка реальных достижений по сравнению с
поставленными задачами.
2. оценка результатов, по сравнению со
стандартом.
3. сравнение работников др.
с другом.
Методы оценки персонала:
- метод оценки по критическим
ситуациям основное внимание
уделяется описанию качеств
характеризующих
эффективную деятельность. Дает информацию для выявления у работников качеств
нуждающихся в
совершенствовании.
- бальная система -
шкалирование.
- метод оценки и управления по целям - 4
принципиальных момента:
- постановка четких целей
- участие в обосновании и
принятии этих целей руководителя и подчиненного
- определение временных границ выполнения
поставленных целей.
- осуществление обратной связи по результатам
оценки.
Не
один из методов не является безупречным, наиболее объективная оценка
достигается при использовании нескольких. Трудности,
возникающие в процессе оценки:
-
недостаточность критериев - выполнение работы предполагает
решение определенного числа задач. Когд^
работники
оцениваются на основе частных критериев, работа концентрируется на выполнении
этих
критериев, а другие
критерии исключаются.
- ошибочная
снисходительность и строгость - суждения на основе собственных стандартов.
- суждение на основе
собственных характеристик - придается особое значение качествам, которые ценит
в
себе.
- ошибочное уравнивание -
специалисты проводящие оценку м.б. классифицированы как оценщики:
- с высокой дифференциацией
- оценивают в большом диапазоне с большим количеством градаций.
- с низкой дифференциацией
- используют ограниченное число критериев.
- перенасыщенность информацией.
|