СУЩНОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.
Два понимания
стратегии. Выбор стратегии и ее реализация
составляют основное содержание стратегического управления.
Существует два
противоположных взгляда на понимание стратегии.
В первом случае стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения
некоторой цели, а выработка стратегии
— это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на
том, что все возникающие изменения
предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный
характер и поддаются полному контролю и
управлению.
Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное
качественно определенное направление развития предприятия, касающееся
сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных
отношений, а также позиций предприятия в
окружающей среде. При таком
понимании стратегию в общем виде
можно охарактеризовать как выбранное
направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению
стоящих перед ней целей. Примером стратегии первого типа может служить
долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксированы
объем и ассортимент выпуска по каждому
временному промежутку.
К числу стратегий
второго типа можно отнести следующие:
•
увеличить долю
объема продаж на рынке до 35% (условно) без понижения цены;
•
проникнуть в
сети распределения, контролируемые конкурентами.
Основные элементы стратегии. В деловой
жизни
под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели
организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая
концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов.
Прежде всего к ним относится система целей, включающая миссию,
общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии — политика, или
совокупность конкретных правил
организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.
ПРИМЕР
Возможные правила
организационных действий: «Мы будем
продавать продукцию по сниженным ценам»; «Мы будем сами изготавливать
комплектующие».
Наконец, третьим
элементом стратегии являются планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики,
призванная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно направлять в первую очередь на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем или
выделять пропорционально потребностям,
или предоставлять всем подразделениям
поровну, если они будут близки по размерам и занимаются сходными видами
деятельности. Первый из отмеченных
подходов в большей степени целесообразен в переломные моменты деятельности предприятия, когда возникает необходимость в концентрации сил на решающих
направлениях деятельности. Второй и
третий — в период спокойного развития.
Предполагаемая и реализованная
стратегия. Обычно
стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах,
программах, практических действиях и реализуется в процессе их
выполнения. Значительные затраты труда и
времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не
позволяют ее часто менять или серьезно
корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях.
Вместе с тем как
внутри организации, так и вне ее появляются
новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они
могут, на пример, открыть новые перспективы развития и возможности для
улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана
действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой
и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.
|