СТРАТЕГИЯ НИОКР
Виды
стратегических решений в НИОКР. Стратегия НИОКР — это долгосрочная программа конкретных
действий, связанных с созданием нового продукта и технологии производства. Выделяют
следующие составляющие стратегической
деятельности по данному направлению:
1. Технологическое прогнозирование и планирование.
Технологический прогноз является
частью анализа внешней среды; он дает
информацию о предполагаемых технологических трендах, новых открытиях, а
также временных горизонтах инновационных
«прорывов». План научно-технического развития фокусирует внимание на
распределении ресурсов внутри научных
исследований, опытно-конструкторских разработок и технологической подготовки производства.
2.
Структура НИОКР. При составлении функциональной стратегии НИОКР
целесообразно выделение следующих направлений инновационных работ: а) выявление
наиболее эффективного соотношения между
проведением собственных НИОКР в полном объеме и участием предприятия в
межфирменном сотрудничестве, закупкой
патентов, лицензий, ноу-хау для
проведения новой технической политики; б) определение необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; в) классификация
НИОКР по степени воздействия на рынок (НИОКР для существующего производства и
выхода на новые рынки).
3. Управление НИОКР. Реализация любой
стратегии требует создания адекватной
системы управления. Специфика НИОКР предполагает особые требования к
системе управления инновационными
процессами, в числе которых можно назвать
следующие: эффективные использования квалификационного потенциала; возможность
быстрой перестройки, наличие жесткого
контроля за сроками и эффективностью проведения
работ.
Базовые стратегии НИОКР. Наступательная стратегия НИОКР направлена на разработку новых технологических решений для реализации стратегии интенсивного роста и диверсификации. Наступательная стратегия в
передовых отраслях может считаться
защитной, так как только быстрая и своевременная
замена продукции позволяет удержать свои позиции на рынке. Защитная стратегия НИОКР
направлена на сохранение конкурентной позиции предприятия. Она включает в себя технологические
решения по улучшению успешного ведения конкурентной
борьбы в кратко- и среднесрочном периодах.
Лицензирование, или поглощающая стратегия, основана на приобретении возможности улучшения собственной конкурентной позиции за счет использования лучших
научно-технических результатов,
полученных другими предприятиями в ходе НИОКР. Разбойничья стратегия основана на ключевых компетенциях предприятия в сфере НИОКР и позволяет получать
высокую прибыль на ранней стадии
внедрения. В долгосрочной перспективе данная стратегия имеет успех в том
случае, если становится наступательной.
Анализ и
выбор предпочтительной стратегии НИОКР для крупной
многопродуктовой компании возможен на основе матрицы (3 х 3)
темпов роста рынка и конкурентоспособности.
|