.
СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
Виды
диверсификации. Различают
связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или
горизонтальной (рис. 17). Основной
критерий определения типа диверсификации — принцип слияния. При функциональном
слиянии объединяются предприятия,
связанные в процессе производства. При
инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятий.
Вертикальная
интеграция. Связанная вертикальная диверсификация, или вертикальная интеграция, — это процесс
приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую
цепочку выпуска основного продукта на
ступенях до или после процесса производства.
Стратегия интеграции оправданна, когда предприятие может
повысить свою рентабельность, контролируя стратегически важные звенья в цепи
материально-технического снабжения, производства
и сбыта продукции. При этом возможны различные типы вертикальной интеграции:
•
полная интеграция производственной деятельности;
•
частичная интеграция, в этом случае часть необходимых комплектующих закупается у других предприятий;
•
квазиинтеграция — создание стратегических альянсов предприятий, заинтересованных в интеграции без
перехода прав собственности.
В зависимости от
направленности интеграции и положения предприятия
в производственной цепочке выделяют две формы связанной диверсификации:
•
интеграция
«вперед», или прямая интеграция;
•
интеграция
«назад», или обратная интеграция
Рис. 17. Вид диверсификации
Стратегия обратной
интеграции используется для того, чтобы
защитить стратегически важный источник снабжения или получить доступ к новой технологии, важный для
базовой деятельности. При обратной интеграции предприятие присоединяет
функции, которые ранее выполнялись поставщиками, т.е. приобретает (устанавливает) контроль над источниками
сырья и производством комплектующих
изделий.
Прямая интеграция
заключается в приобретении или усилении контроля над структурами, находящимися
между предприятием и конечным потребителем,
а именно системой распределения и
продажи товаров. Данный тип стратегии используется, когда предприятие не может
найти посредников с качественным уровнем
обслуживания клиентов или стремится лучше знать своих потребителей.
Горизонтальная
интеграция. Связанная горизонтальная диверсификация, или горизонтальная интеграция, — это
объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области
деятельности. Главная цель горизонтальной интеграции — усиление позиций
фирмы в отрасли путем поглощения
определенных конкурентов или установления контроля над ними. Горизонтальное объединение позволяет
добиться экономии на масштабе
производства, расширить спектр товаров и услуг и таким образом получить дополнительное конкурентное преимущество.
Часто основной причиной горизонтальной диверсификации
является географическое расширение рынков. В этом случае объединяются
компании, производящие однотипную продукцию,
но выступающие на различных региональных рынках.
ПРИМЕР
Классическим примером
горизонтальной и вертикальной диверсификации служит проникновение американских
пивоваренных компаний в область
изготовления и сбыта безалкогольных
напитков. В этом случае диверсификация связана с расширением номенклатуры продуктов, предназначенных для схожего круга потребителей.
Несвязанная диверсификация. Данный вид диверсификации охватывает такие направления деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной
деятельностью предприятия.
Диверсификация оправданна, если возможности
для роста предприятия в рамках производственной цепочки ограничены, позиции конкурентов очень сильны, а
рынок базовой продукции находится в стадии спада. При несвязанной диверсификации могут отсутствовать общие рынки,
ресурсы, технологии, а эффект достигается за счет обмена или разделения активов/сфер деятельности.
Различают центрированную и конгломератную диверсификацию:
•
стратегия центрированной диверсификации
базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов в существующем бизнесе.
•
Существующее
производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии
и основаны на сильных сторонах
функционирования предприятия;
•
стратегия
конгломератной диверсификации состоит в расширении предприятия за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новыми продуктами,
которые реализуются на новых рынках..
Цель данной диверсификации —
обновление своего портфеля продукции. Выбор
стратегии диверсификации осуществляется с учетом внутренних возможностей предприятия и потребностей рынка.
|