СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Заключительный этап
стратегического управления — контроль хода реализации стратегического плана. Контроль
необходим для выявления и
предотвращения угроз, связанных с выполнением стратегии. Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ, осуществляемых
в такой последовательности:
1.
Определение параметров, подлежащих оценке, или сферы контроля.
2.
Разработка стандартов или точного определения целей, которые должны быть
достигнуты в обозначенный отрезок времени.
Стандарты, используемые для оценки хода реализации стратегии, представляют собой детализацию стратегических
целей. В системе контроля стандарты разрабатываются для оценки не только
конечных, но и промежуточных результатов. На данном этапе устанавливается также
величина достигнутого отклонения от
стандарта.
3. Оценка результатов функционирования
за обозначенный период.
4. Сопоставление фактических
результатов функционирования с
установленными стандартами. На этом этапе решается также вопрос: допустимы ли выявленные отклонения от
принятых стандартов.
5.
Выработка корректирующих воздействий в случае, если отклонения больше допустимых, т.е. выявление причин
отклонений и путей их устранения.
Отметим, что система контроля может указать на необходимость пересмотра
самих планов и стандартов (например,
поставленные цели могут оказаться излишне
оптимистичными).
В управлении
предприятием различают три типа контроля: стратегический (результаты функционирования более чем за год), тактический (6—12 месяцев), операционный (до 6
месяцев), т.е. наряду с иерархией стратегий существует и иерархия контроля. Для
корпоративного уровня характерен в основном стратегический контроль, при
котором главное внимание фокусируется на поддержании баланса между различными
видами бизнеса. На уровне отделений преобладает тактический контроль, который
концентрирует внимание менеджеров на улучшении конкурентной позиции предприятия. В процессе тактического
контроля, как правило, отслеживаются
уровень издержек и доля рынка. Для функционального
уровня характерен в основном операционный и тактический контроль, в рамках
которого ежедневно или еженедельно
отслеживаются такие показатели функционирования, как количество выполненных заказов, число рекламаций и т.д. Эффективная
система оценки и контроля через механизм обратной
связи обеспечивает информацией не только процесс реализации
стратегических планов, но и первоначальную разработку стратегии.
|