РОЛЬ И ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ
Понятие и
преимущества диверсификации. Диверсификация
(от лат. diversificatio — изменение, разнообразие) — это распространение хозяйственной
деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы
деятельности и т.д.). В узком смысле
слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не
имеющие прямой производственной связи
или функциональной зависимости от
основной их деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные
многоотраслевые комплексы.
Считается, что,
предлагая целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить
конкурентоспособность и ослабить возможные риски за счет устранения жесткой
зависимости от какого-либо одного товара или
рынка.
Основным преимуществом диверсификации является возможность получения крупными предприятиями
дополнительного эффекта от
разнообразия.
Суть данного эффекта
заключается в том, что производство многих видов продукции в рамках одного
крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов товаров на
небольших специализированных предприятиях.
Основные источники эффекта
разнообразия:
•
многоцелевое совместное использование
производственных мощностей;
•
концентрация сбытовой сети (товары и услуги
продаются через единую сеть, не обязательно
совместную);
•
возможность
передачи информации, знаний, технического и управленческого опыта от одних производств к другим;
•
многосторонняя
подготовка работников и разнообразие получения
ими информации.
Вместе с тем
диверсификация требует от высшего руководства концентрации усилий на многих сферах деятельности и ослабляет контроль за ситуацией на конкретном
рынке, это может привести к ослаблению конкурентной позиции предприятия. Затраты на вхождение в новую отрасль могут быть
достаточно велики и снизить размер
предполагаемой прибыли. Поэтому необходимо говорить о рациональном
характере диверсификации.
Целесообразность
диверсификации. Диверсификация не должна становиться стратегически
приоритетной до тех пор, пока
предприятие не исчерпает всех возможностей для роста в своей сфере деятельности.
На рис. 16 представлены различные варианты поведения не-диверсифицированной компании в зависимости от
занимаемой ею конкурентной позиции и
темпов роста рынка.
Так, из схемы видно,
что при сильной позиции в конкуренции
и высоких темпах роста рынка (I
квадрат) целесообразна концентрация
на единственном виде бизнеса. Ослабление позиции предприятия в тех же рыночных условиях (квадрат II) приводит к необходимости пересмотра конкурентной стратегии, объединения с другими предприятиями для усиления
конкурентных преимуществ или
диверсификации.
Таким образом, компания может
выбирать различные подходы к расширению сферы
деятельности. Необходимость в дифференциации
возникает в тех случаях, когда возможности дальнейшего развития предприятия в своей отрасли исчерпаны, но оно располагает
необходимым потенциалом для роста.
|