ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И БИЗНЕСОМ.
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Стили организационного поведения. Одна
из первых концепций стратегического управления базировалась на представлении о
том, что различные типы поведения организации требуют существенно различных
организационных структур и управления. Все разнообразие поведенческих стилей
является производным от двух типичных противоположных стилей — приростного и
предпринимательского.
Приростный стиль
поведения отличается
постановкой «от достигнутого», направлен
на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации,
так и в ее взаимоотношениях с окружающей
средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать
изменений, ограничить их и минимизировать. Активные действия предпринимаются в
том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск
альтернативных решений ведется последовательно, и принимается первое
удовлетворительное решение.
Предпринимательский
стиль поведения отличается стремлением к изменениям, к предвосхищению
будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих
решений, разрабатываются многочисленные альтернативы, и из них выбирается
оптимальная.
Взаимосвязь между стилями поведения и видами
управления. Имеет место тесная взаимосвязь между стилями
организационного поведения и видами управления. Стратегическое управление
требует предпринимательского поведения. Конечным результатом стратегического
управления является системный потенциал для достижения целей организации и ее
внутренняя структура, обеспечивающая чувствительность к переменам во внешней
среде.
Задачи руководителя, занимающегося стратегическими
проблемами, состоят в том, чтобы:
• выявить необходимость и провести стратегические
изменения;
•
создать потенциал, способствующий стратегическим
изменениям;
• отобрать
и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения.
Оперативное управление, в отличие от
стратегического, занимается использованием существующей позиции предприятия и
основано на приростном стиле поведения. Руководитель, занимающийся оперативными
вопросами, должен превратить потенциал организации в реальную прибыль. В числе
его основных задач:
•
определение общих оперативных задач;
•
мотивация, координация и контроль в процессе
выполнения текущих задач.
В первой половине XX в. стратегическое и оперативное
управление, а также соответствующие им стили поведения выступали для
организации как альтернативные. В настоящее время организации все больше нуждаются
в одновременном использовании обоих типов поведения и эффективном сочетании
двух видов управления. Отличие стратегического управления от оперативного, по
существу, определяется различиями между рассмотренными типами организационного
поведения.
|