ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
Стратегии развития бизнеса называют базисными, или
эталонными, стратегиями. Они отражают четыре различных подхода к росту предприятия.
Все многообразие стратегий, которые используют
предприятия, является различными модификациями нескольких базовых, каждая из которых эффективна при определенных
условиях и состоянии среды. Выделяют
четыре базовые стратегии:
1. Ограниченный рост. Ее выбирает большинство предприятий в сложившихся отраслях со стабильной технологией.
Цели развития устанавливаются от
«достигнутого» и корректируются при
изменении условий. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действий.
2. Рост.
Эта стратегия чаще всего применяется в динамичных отраслях с часто меняющейся технологией. Для нее
характерно установление ежегодно
значительного превышения уровня
развития над уровнем предыдущего года. Различают
стратегии концентрированного роста по отношению к базовому рынку или продукту и
интегрированного роста, которые
связаны с расширением предприятия путем добавления» новых структур.
Конкретные стратегии
концентрированного роста:
•
стратегия усиления позиции на рынке посредством активных действий по продвижению товара, привлечения
новых пользователей товаров и т.п.;
•
стратегия развития рынка, заключающаяся в поисках новых рынков для уже
производимого продукта;
•
стратегия развития продукта, имеющая целью рост объема продаж за счет
организации производства и реализации нового
продукта на уже освоенном рынке.
3. Сокращение (стратегия последнего средства).
Данная стратегия выбирается
предприятием реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня,
достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии сокращения прибегают в тех случаях,
когда показатели деятельности предприятия приобретают тенденцию к ухудшению и
отсутствуют эффективные средства изменения
такой ситуации.
Выделяется три типа
стратегий целенаправленного сокращения:
• стратегия ликвидации — осуществляется, если предприятие не может вести дальнейший бизнес;
•
стратегия «сбора урожая» ориентирует на получение максимального дохода в краткосрочной перспективе. Эта
стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но
может принести доход во время «сбора
урожая» — распродажи имеющихся товаров
при максимальном сокращении всех видов затрат;
•
стратегия
сокращения — заключается в том, что предприятие закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов
с тем, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса.
4. Комбинированная стратегия. Представляет
собой любое сочетание рассмотренных стратегических альтернатив. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные
предприятия, функционирующие в нескольких отраслях.
|