ОБЪЕКТЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Характеристика объектов стратегического управления. Выделяют три группы объектов
стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням
предприятия:
1. Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный
завод или фабрика).
2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность
продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для
проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. Стратегическое поле
бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические
единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса — это внутрифирменная
организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких
сегментах целевого рынка.
Концепция стратегических единиц бизнеса оказала
существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего
мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.
В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит
концепция сегментации рынка. Сегмент —
это определенным образом выделенная часть
рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие
в сегмент, должны обладать общими признаками.
Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом
является предметом субъективного выбора. Можно предложить следующие критерии
выделения бизнес-единиц:
•
стратегическая единица бизнеса имеет
определенный круг клиентов и заказчиков;
•
бизнес-единица самостоятельно планирует и
осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое
снабжение;
•
деятельность бизнес-единиц оценивается на основе
учета прибылей и убытков.
Основная задача стратегической единицы бизнеса —
достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый
рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и
др.).
3. Функциональная сфера деятельности, или подразделение, — структурные
подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и
обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в
целом (НИОКР, производство, маркетинг финансы и др.).
Концепция
стратегического управления Венсила- Лагранжа. Авторы этой концепции на
основе дифференциации уровней стратегий смогли представить в единой форме
процесс, носителей и уровни стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования, по мнению
авторов, включает четыре этапа:
•
структуризация целей и определение расхождения
между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов);
•
определение необходимых ресурсов и разработка
вариантов действий по преодолению выявленных разрывов;
•
распределение ресурсов (составление планов и
бюджетов);
•
наблюдение и контроль за ходом выполнения
намеченных планов и программ.
Содержание этапов стратегического управления по уровням
принятия решения (А — корпоративный уровень, В — бизнес-уровень, С —
функциональный уровень) приведено на рис. 4. Таким образом, формирование
стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется
на всех уровнях иерархии.
1.Уяснение корпоративных целей
и структуризация. 2.Прогноз будущей деятельности
на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между
прогнозами и целями.
3. Установление разницы
между показателями стратегического плана и возможностями предприятия.
4. Корректировка стратегических целей
по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей.
5, 6. Разработка вариантов стратегий на
функциональном уровне и бизнес-уровнях.
Консолидация стратегических планов
бизнес-единиц и функциональных подразделений.
Выделение ресурсов, необходимых для реализации
поставленных целей.
9,10.
Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии.
11,12.
Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.
|