ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОЦЕССА И ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Составляющие стратегического управления.
Стратегическое управление предприятием включает пять
основных компонентов, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений
(рис. 2).
1.Видение — это образ возможного и желаемого будущего состояния
предприятия.
2. Сфера бизнеса — вид деятельности, связанный с конкретной
хозяйственной единицей, программой и т.д. Определение бизнеса предполагает оценку
его перспектив и уяснения в нем своего конкретного места и возможностей.
3. Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет
собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.
4.Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для
достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил
принятия решений, используемый для определения основных направлений
деятельности. 5. Программы и
планы — это система мер по реализации принятой предприятием стратегии,
призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности
среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии;
разработки оперативных планов и программ.
Этапы
стратегического управления. Основные этапы стратегического управления:
•
анализ среды;
•
определение миссии и целей организации;
•
формирование и выбор стратегии;
•
реализация стратегии;
•
оценка и контроль выполнения стратегии.
Анализ среды является
исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для
определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития.
Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям:
маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При
анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные,
международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение
делят на два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия)
и макроокружение (среда косвенного воздействия). Целью стратегического анализа
служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых
сторон организации (это так называемый SWOT-анализ).
Процесс определения
миссии и целей состоит из трех подпроцессов:
•
формулирование миссии организации, которая в
конкретной форме выражает смысл ее существования;
•
определение долгосрочных целей;
• определение среднесрочных целей.
Формулирование
и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлений
развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для
реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий
количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития,
портфельный анализ.
Реализация
стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае
успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей.
Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и
процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы
реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:
•
цели стратегии и планы доводятся до работников с
тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и
вовлечь в процесс реализации стратегии;
•
руководство своевременно обеспечивает
поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план
осуществления стратегии в виде целевых установок;
•
в процессе реализации стратегии каждый уровень
руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Результаты реализации
стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи
осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может
происходить корректировка предыдущих этапов.
Последовательность
взаимосвязанных работ по стратегическому анализу, выбору и реализации стратегии
составляет процесс стратегического управления (рис. 3). Как видно из схемы,
процесс разработки стратегии является итеративным (циклическим). Так,
определение и отбор стратегии может происходить на этапе анализа внешней среды,
а оценка стратегии потребует дополнительного внешнего анализа. Кроме того,
изменение стратегии приводит к необходимости мониторинга и ежегодной
корректировки стратегических решений и планов.
|