Система
показателей, используемых в планировании.
Весь процесс
экономического и социального развития находит отражение в системе показателей.
Их состав и перечень определяется содержанием экономической программы. Система
показателей должна отражать общий замысел, цели и задачи развития экономики и
социального развития. Показатели не могут устанавливаться произвольно, при
введении показателей необходимо соблюдать определенные требования.
Прежде всего,
показатели планирования и прогнозирования и показатели учета и статистики
должны иметь методологическое единство и сопоставимость. Все показатели,
используемые в процессе регулирования экономики подразделяются:
1.
утверждаемые.
2.
индикативные и расчетные
3.
количественные и качественные
4.
натуральные и стоимостные
5.
абсолютные и относительные
6.
синтетические и индивидуальные
Показатели,
находящиеся в неразрывной связи друг с другом поскольку они характеризуют
разные стороны и отношения взаимосвязанных явлений и процессов экономической и
социальной жизни. В последнее время каждый из показателей имеет свою роль и
определенное значение. К группе утверждаемых показателей относятся такие,
которые устанавливаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих. В
80-е гг. круг утверждаемых показателей был сокращен, при переходе к рыночным
отношениям главным утверждаемым показателем стал государственный заказ.
Государственный заказ – планово-хозяйственная категория, которая обеспечивает
гарантированное решение важнейших государственных задач, кардинально
ограничивает сферу влияния административных методов управления. В зарубежных
странах эта категория используется давно, в США с 1993, а в РБ впервые в1983г.
Государственные заказы, предъявляемые предприятиям представляющим собой часть
производственной программы, которая должна гарантировать удовлетворение
первоочередных общественных потребностей.
При
формировании государственного заказа должны соблюдаться следующие принципы:
1.
Размещение
его на конкурсной основе
2.
Стимулирование
выполнения заказа
3.
Взаимная
ответственность сторон.
Наряду
с понятием показателей выделяются такие однопорядковые с ним понятия как
нормативы и лимиты. Они утверждаются вышестоящими органами, доводятся до
предприятий, объединений, организаций и выступают в качестве регуляторов
экономики.
Лимит
– ресурсный показатель, представляющий предельно допустимую величину затрат
того или иного ресурса для достижения определенных целей.
Нормативы
– показатели в относительном выражении, они предназначены для отчисления
средств предприятий в государственные и местные бюджеты. В качестве нормативов
выступают ставки налогов, экспорт и импорт, доходы и прибыль, коэффициенты
эффективности.
Индикативные
показатели носят рекомендательный, а расчетные вспомогательный характер. По
характеру выражения показатели подразделяются на абсолютные и относительные.
Первые характеризуют объем производства продукции и услуг, фонд оплаты труда и
т.д. они определяются как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Вторые
устанавливаются в относительных величинах ( в % роста или прироста V, в
удельных весах.).
Стоимостные
показатели определяются в денежном выражении. По экономическому назначению
показатели подразделяются на количественные и качественные. Первые характеризуют
объем произвденной продукции, количество перевозимых грузов, пассажиров. Вторые
характеризуют развитие сети дошкольных заведений, поликлиник, больниц, аптек,
торговых предприятий.
В зависимости от степени охвата экономических
процессов: синтетические и индивидуальные. Синтетические показатели отражают
следующие явления, выступающие как результат взаимодействия многих
экономических, научно-технических и других факторов, обобщают результаты
производства или распределения. К ним относятся НД, ВВП, ВНП, СОП (совокупный
общественный продукт), ВП (валовая продукция). Индивидуальные показатели
выражают конкретные экономические или социальные явления и не применимы к
изменению других явлений. Система показателей не может быть неизменной. Она
зависит от целей и задач планового (прогнозного) периода. Большие изменения в
систему показателей были введены с коренной перестройкой управления экономикой
и переходом к рыночным отношениям.
|