Стиль руководства: содержание, соотношение с методами
управления, характеристика основных стилей
Стиль руководства – устойчивый комплекс
индивидуальных способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Стиль и метод руководства
существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации
методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными,
субъективно-психологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов
руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что
каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне
определенными качествами. Вследствие определенной автономизации стиль руководства
в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них
новые, более прогрессивные элементы.
Единство методов и стиля руководства
состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим
только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать
различные методы управления.
Впервые вопрос о стилях руководства был
рассмотрен К.Левиным, который выделил авторитарный, демократический и
анархический стили.
Авторитарного (автократического)
стиль: централизация власти в руках одного руководителя, ставка на
администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично
принимает решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным,
категоричен, часто резок с людьми. Основное содержание его управленческой
деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается
с осторожностью или вообще не воспринимается. Т.е. вся власть
сосредоточена в руках руководителя-автократа. Напряженная обстановка, т.к.
подчиненные в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким
менеджером. Данный стиль не стимулирует
инициативу подчиненных.
Сравнительная
хар-ка авторитарного и демократ. стилей рук-ва.
Характеристика
|
Стиль руководства
|
Авторитарный(директивный)
|
Демократический
|
«Кредо», принцип
|
Рук-ль – повелитель,
рук-мый - подчиненный
|
Рук-ль – координатор,
рук-мый - партнер
|
Авторитет
|
По должности (формальный)
|
По работе (реальный)
|
Степень организованности
|
Детальная орг-ия
исполнения работ
|
Гибкие орг-ные рамки
исполнения работ
|
Вид решения
|
Единоличные решения
|
Коллегиальные решения
|
Вид распоряжений
|
Приказ
|
Просьба
|
Делегирование полномочий
|
Делег-ся только испол-ие
задачи и ответ-ть за них
|
Делег-ся общая задача и
общая ответ-ть
|
Вид контроля
|
Контроль исполнения
|
Контроль результата
|
Демократический
стиль: как можно больше вопросов решаются коллегиально, менеджер
правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и
доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций
делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. В
подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены
коллектива.
Руководитель с либеральным
(невмешателъским) стилем руководства практически не вмешивается в
деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность.
Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих
органов управления. Основное место у либерала занимают уговоры и
просьбы. При выполнении управленческих функций пассивен. Менеджер-либерал
боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных.
|