Переговорный процесс как форма управленческого общения:
типы, структура, технология переговоров
Переговоры – ср-во,
взаимосвязь м/д людьми, предназначены для достижения соглашения, когда обе
стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы.
Модель проведения деловых переговоров (структура):
I этап – Подготовка переговоров; II этап – Проведение переговоров; III этап – Решение проблемы (завершение переговоров); IV этап – Анализ итогов деловых переговоров.
ТИПЫ: 1 – получение инфо по предложению/запросу без подписания контракта; 2 –
согласование и подписание контракта.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ.
Подготовка деловых переговоров.
Усвоение предмета переговоров и
достаточное изучение проблемы, связанной с предметом контакта. До
начала переговоров полезно выяснить организационную структуру фирмы, положение
и компетентность прибывающих на переговоры представителей, т.е. иметь
разработанную модель переговоров:
·
четко представлять себе предмет переговоров и обсуждаемую
проблему.
·
обязательно составить примерную программу, сценарий хода
переговоров.
·
определить для себя верхний и нижний уровень компромиссов
по вопросам, которые, на Ваш взгляд, вызовут наиболее жаркую дискуссию.
Реализация данной модели возможна в том
случае, если в процессе подготовки переговоров будут изучены следующие вопросы: 1) цель
переговоров; 2) партнер по переговорам; 3) предмет переговоров; 4) ситуация и
условия переговоров; 5) присутствующие на переговорах; 5) организация
переговоров.
Проведение переговоров.
При проведении деловых переговоров
используются следующие основные методы:
Вариационный метод. При подготовке к
сложным переговорам выясните следующие
вопросы:
· в чем
заключается идеальное решение
поставленной проблемы в комплексе?
· от каких
аспектов идеального решения можно
отказаться?
· в чем следует
видеть оптимальное решение проблемы при дифференцированном подходе к ожидаемым
последствиям, трудностям, помехам?
· какие аргументы
необходимы для того, чтобы должным образом отреагировать на ожидаемое
предположение партнера, обусловленное несовпадением интересов и их
односторонним осуществлением?
· какое
вынужденное решение можно принять на переговорах на ограниченный срок?
· какие
экстремальные предложения партнера следует обязательно отклонить и с помощью
каких аргументов?
Метод интеграции. Убеждение
партнера в необходимости оценивать проблематику переговоров с учетом общественных
взаимосвязей и вытекающих отсюда потребностей развития кооперации. Избегать
нравоучительных призывов и излагать партнеру свою позицию и подчеркнуть, каких
действий в рамках совместной ответственности за результаты переговоров Вы от
него ожидаете. Попытайтесь выявить в сфере интересов общие для всех
аспекты и возможности получения взаимной выгоды и доведите все это до сознания
партнера.
Метод уравновешивания. На некоторое
время мысленно встать на место партнера, т.е. посмотреть на вещи его глазами. Рассмотрите
комплекс проблем с точки зрения ожидаемых от партнера аргументов "за"
и доведите до сознания собеседника связанные с этим преимущества. Обдумайте
также возможные контраргументы партнера, соответственно "настройтесь"
на них и приготовьтесь использовать их в процессе аргументации.
Компромиссный метод. Участники
переговоров должны обнаруживать готовность к компромиссам: в случае несовпадений
интересов партнера следует добиваться соглашения поэтапно. После
неудавшейся попытки договориться – частичный
отход от своих требований.
Завершение переговоров. Каждая сторона
на переговорах должна согласиться с принимаемым решением и быть
заинтересованной, чтобы и другая сделала это. В ходе переговоров вырабатывается
общее решение.
Анализ итогов деловых
переговоров. Переговоры можно считать завершенными, если тщательно и
ответственно проанализированы их результаты, когда приняты необходимые меры
для их реализации, сделаны определенные выводы для подготовки следующих
переговоров.
Анализ итогов деловых переговоров должен
проходить по следующим трем направлениям:
1) анализ сразу по завершении
переговоров.
2) анализ на высшем уровне руководства
организацией.
3) индивидуальный анализ деловых
переговоров - это выяснение ответственного отношения каждого участника к своим
задачам и организации в целом.
|