Обмен
письменной информацией
осуществляется в рамках фирмы путем издания и
распр-ния различного рода док-ов — приказов, инструкций, служебных записок и т. п. Положительными свойствами такой инф-ции
являются: закрепленность на док-ах, лучшее усвоение людьми по сравнению с
устной. В то же время, ее бывает сложно уточнять и дополнять и в целом она
обходится весьма дорого.
Поэтому к составлению док-ов необх-мо подходить весьма тщательно, и в
первую очередь с точки зрения их цели. В соответствии с целью создания док-ты
могут быть распорядительными (приказ, указание); организационными (положение,
устав, инструкция, протокол); информационно-справочными (справка, докладная
или объяснительная записка, акт, служебное письмо, телеграмма,); личными
(автобиография, заявление, доверенность).
Другим требованием к документу является четкое определение его
содержания и объема. Объем док-та обычно связан с хар-ом и интерпретацией
содержащихся в нем сведений. Вся имеющаяся инф-ция в документ обычно не
включается, ибо он не должен быть слишком большим; при необх-ти она отражается
в приложении или запрашивается дополнительно. Сами вопросы освещаются в тексте
в порядке убывания относительной важности, а малозначительные не включаются
вовсе. В то же время документ должен быть достаточно полным и содержать всю
основную инф-цию, необх-ую для понимания сути проблемы.
Еще одно требование к док-ту — определенность в отношении получателя,
то есть адресата. Необх-мо хорошо представлять себе, какой инф-цией он
располагает по содержащимся в док-те вопросам и каково отношение к ним и к
отправителю. Все это позволит правильно отобрать инф-цию, включаемую в док-т, и
соответствующим образом расставить акценты в ней, а также сформулировать соразмерные
возможностям получателя задачи.
Содержание док-та излагается понятным, лаконичным языком, исключающим
двойственное толкование его смысла, по определенной схеме. В заголовке и
первых фразах раскрывается суть проблемы; далее формулируются причины появления
док-та, делаются выводы и рекомендации. Наконец, в заключение приводятся
необходимые обоснования ее решения.
Помещение
на первое место в тексте документа самой важной инф-ции позволяет
заинтересовать адресата, получить у него необх-ую поддержку, да и вообще помочь
ему сразу же принять решение о том, как с данным док-ом поступить: поддержать
или нет; заниматься им или отправить в архив; работать над ним самостоятельно
или передать другим (подчиненным, коллегам)
Инф-ция, помещаемая в док-те, состоит из отдельных эл-тов, называемых реквизитами.
Действующими в настоящее время стандартами предусмотрен 31 реквизит; часть
реквизитов является обязательными, и на их основе происходит идентификация
док-ов. К обязательным реквизитам относится, например текст, название,
заголовок к тексту, подпись, печать, индекс, наименование автора (организации
или физического лица) и т. п.
|