Функция мотивации в орг-ции представляет пр-с побуждения себя и др. к деятельности для достижения личностных целей и целей орг-ции. Суто мотивации сотрудников в современном мен-те состоит в познании и реализации путей их личных интересов, предоставлении им возможностей реализовать себя в пр-се достиж-я целей орг-ции.
Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, кот. заставляют людей действовать вполне опр-ным образом. К числу таких теорий относят теории Маслоу, Мак Клелланда и Герцберга измена помощь психолога.
Теория А. Маслоу:
1.Потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности и защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение).
2.Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность.
3.После того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
Теория Мак Клелланда:
1.Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти, успеха и принадлежности.
2.В настоящее время важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Теория Герцберга:
1.Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.
2.Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой.
3.Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней Маслоу и Мак Клелланда, активно воздействуют на поведение человека.
4.Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам в сущность проблемы.
Процессуальные теории основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.
Теория ожиданий – наличие активной потребности не явл. ед-м необх-ым условием мотивации ч-ка на достиж-е цели.
Теория справедливости. Люди субъективно опр-ют соотн-ие получ. вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят это отн-ние с вознаграждением др. людей, выполн-х аналогичную работу.
|