Этапы обмена
управленческой информацией:
1.выработка информации отправителем;
2.кодирование информации и выбор канала связи;
3.передача сигнала получателя;
4.получение информации получателем
На первом происходит ее отбор, который может быть случайным
или целенаправленным, выборочным или сплошным, предписанным или инициативным,
произвольным или основывающимся на определенных критериях и т. п.
На втором этапе отобранная информация кодируется, то есть
облекается в ту форму, в какой она будет доступна и понятна получателю, например,
письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т. п., и соответственно этому подбирается
подходящий способ ее передачи — устный, письменный, с помощью различного рода
искусственных сигналов, условных знаков. Считается, что при передаче
информации, особенно важной, не стоит ограничиваться одним каналом — сообщения
по возможности лучше дублировать, не злоупотребляя, однако, составлением по
каждому поводу документов, иначе поток бумаг может "захлестнуть".
На третьем этапе происходит передача информации, а на верхнем
ее получение, восприятие получателем, декодирование, то есть расшифровка, и
осмысление.
Требования к
качеству управленческой информации:
1.
полнота информации
2.
полезность и ценность
3.
точность и достоверность
4.
своевременность агрегируемость
5.
актуальность
6.
экономичность и эффективность
Препятствием обмену
информацией могут служить и «технические неполадки». К ним, прежде всего,
относится разное понимание символов, с помощью которых информация передается,
вызванное различиями в образовании, специальности, квалификации, национальными особенностями либо слабым знанием
языка.
Часто вербальная, то есть передаваемая с помощью слов информация искажается
невербальным «довеском», Которые
также могут по тем или иным причинам восприниматься неоднозначно (в Болгарии, как известно, отрицание сопровождается
кивком головы, что в большинстве стран воспринимается как знак согласия).
Наконец, искажение или потеря информации происходит под воздействием
физиологических и психологических причин: усталости, слабой памяти,
забывчивости, рассеянности партнеров,
их лени или наоборот, импульсивности, не позволяющих сосредоточиться, излишней
эмоциональности, нетерпеливости, выражающейся в перебивании партнера, забегании
вперед, недослушивании до конца, постоянном комментировании услышанного. Все
это не дает возможности одному из участников обмена информацией донести ее до
другого в полном объеме, а другому — соответствующим образом ее воспринять, что
в конечном итоге отражается на качестве управленческих решений.
В определенной степени процесс обмена информацией облегчает
краткость, ясность, недвусмысленность сообщений, в какой бы форме они не
передавались, постоянный контроль за ее содержанием, способами передачи и
приема, использование параллельных и перекрестных информационных каналов,
дублирование устной информации письменной.
Специфической формой такого рода управленческой информации
являются слухи. Они представляют
собой продукт творчества коллектива, пытающегося объяснить сложную,
эмоционально значимую для него ситуацию при отсутствии или недостатке официальных
сведений. При этом исходная версия, кочуя от одного члена коллектива к другому,
дополняется и корректируется до тех пор, пока не сформируется вариант, в целом
устраивающий большинство. Достоверность этого варианта зависит не только от
истинности исходного, но и от потребностей и ожиданий аудитории, а поэтому
может колебаться в диапазоне от 0 до 80—90%.
Поскольку люди в основном склонны считать, что слухи исходят
из источников, заслуживающих доверия, руководство фирм часто пользуется этим
обстоятельством, распространяя с их помощью сведения, которые по тем или иным
причинам не могут быть преданы официальной огласке. В то же время необходимо
иметь в виду, что доверием к слухам пользуются и участники конфликтов, желающие
недобросовестными методами склонить окружающих на свою сторону.
Наличие слухов может свидетельствовать об:
Ø отсутствие
информации;
Ø наличие
недостоверной информации;
Ø отсутствие
официальных сведений;
Ø назревание
конфликта;
Ø плохой информированности
служащих.
Информация может быть также классифицирована по объему,
источникам, возрасту, способам передачи и распространения (о последних в данной
теме мы будем говорить специально).
Исследования показывают, что от 50 до 90% рабочего времени
современный менеджер тратит на обмен информацией, происходящий в процессе
совещаний, собраний, встреч, бесед, переговоров, приема посетителей,
составления и чтения различных документов и т. п.
И это — жизненная необходимость, поскольку информация сегодня превратилась в
важнейший ресурс социально-экономического, технического, технологического
развития любой фирмы. В таких условиях обладание информацией означает
обладание реальной властью, поэтому лица, причастные к ней, часто стремятся ее
утаивать, чтобы впоследствии на ней спекулировать — ведь нехватка информации
дезориентирует любую хозяйственную деятельность. Правда, точно так же ее
дезориентирует и избыток информации, поэтому всегда необходимо уметь отделить
нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной.
|