Внешнеэкономическая деятельность предприятия, сущность, организация
ВЭД – это сфера хоз-й деят-ти, связ-я с междунар-й
производс-й интеграцией и кооперацией, эксп-м и имп-м товаров и услуг,
выходом на внеш. Р-к. На уровне п/п ВЭД
направлена на заключ-е и исполн-е контрактов с иностр-ми партнерами. ВЭД
явл-ся составной частью всей работы большинства предприятий. Развитие
ВЭД дает п/п новые возмож-ти, такие как использ-е преимуществ междун-й
кооперации произв-ва и свобода в принятии решений для осуществления своих
производс-х задач. Такие задачи, как: 1) свободный выбор производ-х ресур-ов с
опорой на возможности мир-о рынка; 2) свобода выбора направлений и форм
реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью; 3) свобода
выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени
отвечающего экономическим интересам предприятия; 4) свобода выбора путей и
возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности
производимой продукции, укрепления экспортного потенциала; 5) включаясь в
международную кооперацию производства, п/п становится участником международного
воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого
взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экон-й стабильности
отдельных его звеньев.
Отличия ВЭД п/п от
внутрихоз-й закл. в том, что ВЭД осуществляется на валютной основе, регул-ся
спец-ми мерами гос-а. На ВЭД п/п оказывает влияние уровень развития и
стабильность национальной эк-ки, система мир-х цен, а также правовая сис-а
собственной страны и правовые сис-мы стран, в которых п/п осуществляет ВЭД.
Предприятие самостоятельно определяет вид своей
деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием
выбора той или иной правовой формы ВЭД являются экономические
возможности и потребности п/п.
Т. о., любое п/п, выходящее на мировой рынок, может
самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом
собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе
предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо
предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае
небольшого объема выпуска продукции.
Критерием выбора способа выхода на мировой рынок
служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о
валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре
мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления
экспортно-импортных операций.
Основными формами ВЭД предприятий является
внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.
ВЭД п. с. обмен товарами и
услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой
деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция – это
комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой
операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В
полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить:
изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети,
проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и
исполнение контрактов.
В международной торговле выделяют четыре основных
вида внешнеторговых операций:
1. Экспортная операция – это
продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.
2. Импортная операция – это
приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.
3. Реэкспортная операция –
продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося
переработке товара.
4. Реимпортная операция –
приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося
там переработке товара.
Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по
разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или
каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести
данную продукцию у отечественных
производителей. Такая ситуация приводит
к необходимости импорта. Возможна
и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом
может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность
в экспорте.
|