Совершенствование внутриколлективных отношений на предприятии
Внутриколлективные отношения
- это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия.
Благоприятные отношения способствует развитию трудовой активности, творческой
инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятные
- затрудняют эффективное решение производственных задач.
Социальная структура
коллектива - это строение, которое определяется составом и сочетанием в нем
различных социальных групп.Под социальной группой понимают совокупность
работников, обладающих каким-либо общим, объединяющим их социальным признаком,
свойством, например, уровнем образования, профессией, стажем работы и т.д.
В зависимости от наличия тех
или иных социальных групп образуются различные социальные срезы коллектива
предприятия, а в связи с этим выделяются следующие разновидности
внутриколлективных отношений: функционально-производственные, профессиональные,
профессионально - квалификационные, демографические ,национальные,
социально-психологические и др.
Социально психологические
группы, а ,значит, и внутриколлективные отношения , формируются по общности
интересов, ценностных ориентаций, увлечений, в их состав могут входить
работники разных целевых групп. Совокупность указанных, а также других
социальных групп формирует в коллективе определенный морально-психологический
климат, особенности отношения к труду, состояние сплоченности или
разобщенности, большей или меньшей заинтересованности в достижении общих целей
производства и т.д.
Среди внутриколлективных
отношений, возникающих в процессе взаимодействия людей на предприятии,
важнейшим можно признать отношение работника к труду. От него зависит состояние
реализации на производстве человеческого фактора, зачастую решающего среди
факторов эффективности. Отношение к труду характеризует степень использования возможностей человека для
высокопроизводительной и высокоэффективной деятельности на предприятии. Оно
проявляется в трудовой мотивации, в самооценке уровня удовлетворенности трудом
и в соответствующем поведении работников. Определяющее воздействие на
формирование отношения к труду оказывает мотивация трудовой деятельности, как
совокупность внутренних побудительных сил-потребностей, интересов, ценностей,
ценностных ориентаций, установок, мотивов, идеалов и внешних побудительных сил
– стимулов совершенствования внутриколлективных отношений.
Мотивы могут иметь разный
характер. Материальные мотивы отражают потребность в зарабатывании средств на
жизнь,духовные мотивы определяются интересом к содержательной части работы,
социальные мотивы выражают стремление к занятию какой-либо социальной роли в
коллективе и т.д.
Стимулы - это силы,
оказывающие внешнее воздействие на человека с целью побудить его к
определенному трудовому поведению. Такой набор побудительных сил, который
определяет мотивацию действий человека и его трудовое поведение. На
формирование отношения человека к труду и на формирование внутриколлективных
отношений влияет большая группа объективных - внешних и субъективных -
внутренних факторов.
К объективным факторам
относятся прежде всего социально-политическая обстановка в стране,
экономическое состояние региона и отрасли, в которых действует работник. Кроме
того, объективными будут условия труда на конкретном предприятии, определяемые
содержательного труда, его безопасностью,санитарно-гигиеническим состоянием
производственной среды, уровнем организации и оплаты труда,
социально-демографической структурой коллектива,морально-психологическим
климатом в нем и др.
Субъективные факторы - это
личностные характеристики самого работника: его пол, возраст, образование,
воспитание, профессия, стаж работы, его личный опыт,общая и профессиональная
культура, ценностные ориентации и др.
Формирование благоприятных
внутриколлективных отношений – это ,в первую очередь, задача руководителя
предприятия.Кроме того, на их формирование влияют руководители всех звеньев
предприятия ,а так же все работники предприятия. Пути совершенствования
отношений: прогрессивная оплата труда, положительный морально-психологический
климат в коллективе, наличие корпоративной культуры, оптимальная
организационная структура, стимулирование и премирование труда и т.д.
|