Порядок
разработки производственных программы (ПП). Источники информации. Показатели.
ПП разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих
прод. для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг.
Различные виды тов и услуг называются номенклатурой
производственной программы. Промышленные предпр. формируют ПП на основе гос.
заказа, заказов потребителей, выявленного в процессе
изучения рынка потребительского спроса. Гос. заказ доводится предпр.,
выпускающим прод., который имеет важное народнохозяйственное значение.
ПП состоит из 2-х разделов:
плана производства прод. в натуральном (условно-натуральном) выражении и плана
производства в стоимостном выражении. План производства прод. в натур.
выражении содержит показатели выпуска прод. определенной номенклатуры,
ассортимента и качества в физических единицах. При планировании одинаковых по
назначению видов прод., но имеющих разные потребительские свойства, применяются
условно-натуральные ед. измерения. Однако с помощью натур. измерителей нельзя
определить общий объем и структуру производства на многопрофильных
предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации
прод. Это требует разработки плана прод в стоимостном выражении.
План производства прод. в стоимостном выражении
содержит след показатели: ре6ализованная прод.(вал.доход), товарная прод.,
валовая прод.
Плановый объем реализованной прод в стоимостном
выражении рассчит по формуле
, где
- объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах
предприятия;
- изменение остатков
готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец
планируемого периода;
- изменение остатков готовой продукции i-го
вида, отгруженной, но неоплаченной потребителем на начало и конец планируемого
периода, n – количество видов товарной продукции.
Реализованная продукция характеризует валовый доход
предприятия в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на
количество проданных единиц изделий (услуг). Товарная продукция включает
стоимость запланированных к выпуску готовых изделий, полуфабрикатов,
комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на
сторону. Выражается товарная прод. в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых
ценах. Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой прод. и
используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов,
рентабельности и других показателей эффективности производства.
Валовая продукция включает стоимость всей
произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное
производство. Она оценивается обычно в сопоставимых ценах. Валовую продукцию
следует отличать от валового оборота, под которым понимается суммарная
стоимость продукции всех подразделений.
Чистая прод. характеризует вновь созданную на
предприятии стоимость. В состав чистой продукции включаются расходы на оплату
труда и прибыль предприятия.
ПП предприятия формируется таким образом, чтобы
обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у
предприятия производственных возможностей. Проблема состоит в том, что
производственные возможности предприятия по выпуску прод. м. б. больше или
меньше запланированного объема продаж. ПП не только устанавливает объем выпуска
конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства
структурных подразделений предприятия. Разработка ПП является наиболее сложным
процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число
факторов.
|