Экономика для всех

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономика предприятия

Экономическиеие методы государственного регулирования

Экономическиеие методы государственного регулирования (ГР). Правовые и административные методы государственного воздействия на деятельность предприятия.

Свои регулирующие функции гос-во выполняет посредством адм. и эк. методов. Для командной эк-ки характерно преобладание адм. методов регулирования. Система гос. рег. ры. эк., напротив, базируется на использовании эк. методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.
Адм. или прямые методы рег. ограничивают свободу выбора хоз. субъекта. Напр., директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги - типичные методы .адм. рег. в плановой эк-ке- лишают п/п возм. альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести прод. в задан- лом ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, эк. или косвенные методы ГР не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение -налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами эк.рег., направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной, политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде. Разграничение между А и Э методами ГР до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих гос. органов-напр. решение об изменении налоговых ставок о предоставлении налоговых льгот или продаже

центральным банком государственных облигаций. В этом смысле любые Эе регуляторы несут на себе печать А. В то же время, любой А регулятора прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных эк-х процессов. Например, адм-ое повышение- цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения. В этом смысле можно сказать, что любые А методы рег. несут в себе черты, характерные для эЭ, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике Э- методы от А. Разграничение между ними- принципиально важно с точки зрения природы рын. отношений. .А методы рег. диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию,. напр., директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения: или сокращения выпуска. Чем шире сфера действия А методов рег., тем уже сфера распространения и ниже эфф-сть реальных рын. отношений.
Э методы регЭ, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Э методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов. Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы А методов и созданием новой системы экономических регуляторов.
Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, то есть предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования А методов в переходной эко
Для того, чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения Э методами урегулирования государство постепенно сокращает сферу использования А рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения. Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики А методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Гос. органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. А регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п.,
ограничивают свободу предпринимательства и относятся к А методам регулирования. Нередко используются А методы регулирования ВЭД, например импортные квоты и т.д. Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой систем. Создавая новую систему государственного регулирования в переходный период, следует иметь в виду, что чрезмерно интенсивное использование Э методов управления ослабляет эффективность рыночных механизмов и способно нанести экономике не меньший вред, чем увлечение Аметодами. Так, например, стремление сократить дефицит государственного бюджета за счет увеличения налогов окажет дестимулирующее воздействие на предприятия и отдельных работников, что может затруднить преодоления спада в переходной экономике. Существенное расширение системы налоговых льгот и преференций искажает систему народнохозяйственных пропорций, адекватных закономерностям рынка, и может вызвать серьезные структурные диспропорции. Чрезмерная активизация кредитно-денежной политики с целью стимулирования деловой активности чревата резким увеличением темпов инфляции. Сфера распространения и интенсивность использования любых, в том числе и Э, методов ГР в переходной экономике должна быть строго ограничена. Их применение допустимо лишь там и лишь в той мере, в какой рыночные регуляторы не справляются с Лощением жизненно важных социально-экономических проблем

Категория: Экономика предприятия | Добавил: Alex (25.04.2012)
Просмотров: 817 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 14

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0