Экономическиеие методы государственного регулирования (ГР). Правовые и
административные методы государственного воздействия на деятельность
предприятия.
Свои регулирующие функции гос-во выполняет посредством адм. и эк.
методов. Для командной эк-ки характерно преобладание адм. методов
регулирования. Система гос. рег. ры. эк., напротив, базируется на использовании
эк. методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит
в следующем.
Адм. или прямые методы рег. ограничивают свободу выбора хоз. субъекта. Напр.,
директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции
или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги - типичные методы
.адм. рег. в плановой эк-ке- лишают п/п возм. альтернативного использования
ресурсов. Оно обязано произвести прод. в задан- лом ассортименте и объеме и
реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, эк. или косвенные методы
ГР не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение
-налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются
типичными методами эк.рег., направленного на рост производства и усиление
инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и
объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью
свободны в выборе производственной программы и инвестиционной, политики. Просто
снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и
инвестиций более выгодным, чем прежде. Разграничение между А и Э методами ГР до
некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный
регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих
гос. органов-напр. решение об изменении налоговых ставок о предоставлении
налоговых льгот или продаже
центральным
банком государственных облигаций. В этом смысле любые Эе регуляторы несут на
себе печать А. В то же время, любой А регулятора прямо принуждая хозяйствующих
субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное
косвенное воздействие на целый ряд сопряженных эк-х процессов. Например, адм-ое
повышение- цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены
косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения. В этом смысле можно
сказать, что любые А методы рег. несут в себе черты, характерные для эЭ,
косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как
правило, без особых проблем отличать на практике Э- методы от А. Разграничение
между ними- принципиально важно с точки зрения природы рын. отношений. .А
методы рег. диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие
соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию,. напр., директивно
определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может
отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения: или сокращения
выпуска. Чем шире сфера действия А методов рег., тем уже сфера распространения
и ниже эфф-сть реальных рын. отношений.
Э методы регЭ, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно
воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и
потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей
изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в
свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей
увеличивать объем предложения. Э методы управления действуют, таким образом,
через рынок посредством рыночных механизмов. Переход от командной экономики к
рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов
государственного регулирования, разрушением прежней системы А методов и
созданием новой системы экономических регуляторов.
Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих
рыночные механизмы - необходимое условие формирования и саморазвития рынка.
Демонтаж системы административных регуляторов, то есть предоставление
хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и
ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с
поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на
пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от
использования А методов в переходной экоДля того, чтобы уменьшить масштабы кризисного
сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного
уровня населения, государство на первых этапах реформы может, например,
сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой
группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления
нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической
ситуации и овладения Э методами урегулирования государство постепенно сокращает
сферу использования А рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их
применения. Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях
сложившейся рыночной экономики А методы регулирования имеют немаловажное
значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики.
Гос. органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или
предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают
систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации
рынка. А регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и
охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы
вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных
технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей
продукции и т. п.,
ограничивают свободу предпринимательства и относятся к А методам регулирования.
Нередко используются А методы регулирования ВЭД, например импортные квоты и
т.д. Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание
целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны,
осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы
кредитной и налоговой систем. Создавая новую систему государственного
регулирования в переходный период, следует иметь в виду, что чрезмерно
интенсивное использование Э методов управления ослабляет эффективность рыночных
механизмов и способно нанести экономике не меньший вред, чем увлечение
Аметодами. Так, например, стремление сократить дефицит государственного бюджета
за счет увеличения налогов окажет дестимулирующее воздействие на предприятия и
отдельных работников, что может затруднить преодоления спада в переходной
экономике. Существенное расширение системы налоговых льгот и преференций
искажает систему народнохозяйственных пропорций, адекватных закономерностям
рынка, и может вызвать серьезные структурные диспропорции. Чрезмерная
активизация кредитно-денежной политики с целью стимулирования деловой
активности чревата резким увеличением темпов инфляции. Сфера распространения и
интенсивность использования любых, в том числе и Э, методов ГР в переходной
экономике должна быть строго ограничена. Их применение допустимо лишь там и
лишь в той мере, в какой рыночные регуляторы не справляются с Лощением жизненно
важных социально-экономических проблем
|