Нефинансовые показатели результативности
и социальная значимость деятельности предприятия.
Анализ
фин-хоз. деятельности предприятия не будет полон, если он не касается еще двух
специфических аспектов его деятельности.
Речь
идет прежде всего о том, какое место в комплек. оценке предприятия занимает
качество его продукции.
Если
продукция невысокого качества, вызывает нарекания потребителей, не
соответствует санитарным нормам, гос. или рын. стандартам, деятельность
предприятия нельзя назвать успешной и комплексная оценка будет невысока.
Перспективы
предприятия, если оно не намерено координировано менять свою рын. стратегию
качества продукции, нельзя назвать блестящими.
В
качестве формализованных показателей качества можно использовать степень
соответствия продукции различным гос., отраслевым и разработанным на самом
предприятии нормам и правилам.
В
качестве этих нормативов могут выступать ГОСТЫ, ОСТЫ, технические условия и
другие стандарты.
Однако
даже если продукция удовлетворяет формализованным показателям, существует еще
множество индикаторов, позволяющих оценить степень ориентации организации на
потребителя.
Например,
факторы:
-
претензии в качестве продукции к общему количеству проданных экземпляров;
-
среднее время, необходимое для обслуживания очередей;
-
среднее время, требуемое для доставки заказа;
-
наличие возвратов продукции потребителями;
-
появление новых клиентов;
-
повторные заказы от существующих клиентов;
-
охват новых рынков.
Подход,
связанный с контролем качества, касается не только внешних факторов
бизнес-среды предприятия, но и в равной мере внутренних аспектов его
деятельности.
Поэтому
организации стремятся оценить результат своей деятельности в следующих
направлениях:
-
% отказа от продукции;
-
количество возвратов поставщикам;
-
время простоя и ремонта машин;
-
текучесть кадров.
Организация
также может оценить и такие аспекты своей деятельности как здоровье персонала и
безопасность труда.
Успешность
развития всего предприятия может быть отражена с помощью показателей внедрения
новых технологий и методов работ.
Развитие
и разработку новых продуктов можно исследовать, используя показатели:
-
долю рынка, на которой представлены новые услуги;
-
доля новых продуктов, предложенных на рынок;
-
время от начала разработки до предложения на рынок новых продуктов;
-
количество текущих разработок.
Все
эти показатели могут изменяться со временем, и для того, чтобы определить лучше
или хуже становятся результаты, следует постоянно отслеживать тенденции
изменения.
Положительная
динамика качества и инновационной деятельности- свидетельство благоприятных
перспектив развития.
При
проведении АХДП также следует помнить, что возможность различных показателей и
факторов и тенденций их развития для разных предприятий неодинакова.
Вероятней
всего, что инновационная деятельность имеет решаюшее действие для предприятий,
работающих в высокотехнологических отраслях, когда для транс. предприятий
большое значение будет иметь время простоев машин и количество заказов от
клиентов.
Вторым
важным аспектом, который следует принимать во внимание при проведении КАХДП
является социальная значимость отдельных видов деятельности предприятия.
В
бел. практике исторически сложилось так, что за предприятием оказывается
закреплены объекты соц. сферы, т. е. детские сады, летние лагеря, мед.
учреждения, жилые дома и т. д.
Для
комплексной оценки не мало важно учитывать наличие в составе его имущества
законс. производственных мощностей и объектов незавершенного строительства.
В
процессе анализа следует выяснить наличие статей и рассчитать знпчение основных
показателей эффективности, которые могли бы быть у предприятия, если бы оно не
несло лишней имущественной нагрузки.
|